Два отчета в час

Общество
Москва, 07.03.2011
«Эксперт» №9 (743)
Зашкаливающее количество отчетности отвлекает местные администрации от решения насущных проблем, а бесконечные проверки и санкции заставляют местных чиновников чувствовать себя мальчиками для битья

Рисунок: Пётр Каневский

Одной из самых болезненных проблем местного самоуправления сегодня стало доходящее до абсурда внимание со стороны проверяющих органов. Раньше проверками донимали предпринимателей, но после того, как верховная власть запретила «кошмарить бизнес», контролеры переключили внимание на муниципалитеты. «Максимальное количество отчетов, предоставленных одним из опрошенных муниципалитетов, составило 4035 документов в год. Значит, каждый рабочий день муниципалитет в различные инстанции должен направлять по 16 отчетов», — описывал ход парламентских слушаний «О проблемах реализации полномочий органов местного самоуправления в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» замруководителя администрации города Дудинки Евгений Мойсюк. И к этому, по словам автора доклада, надо прибавить еще 27 ответов в день на различные запросы, поступающие в муниципальные образования, а также по одной ежедневной проверке контрольно-надзорными органами.

Ситуация обострилась до такой степени, что Минрегион, Генпрокуратура и представители муниципалитетов даже собрались на особое совещание, чтобы решить, как освободить местные власти от инспекторского пресса. На этом мероприятии министр регионального развития Виктор Басаргин, в частности, рассказал, что нередко разные проверяющие инстанции (коих на местную власть приходится более двух десятков) требуют от администраций предоставить одну и ту же информацию, которая к тому же вывешена в открытом доступе на сайте. При этом сроки предоставления сведений, запрашиваемых проверяющей стороной, могут составлять всего пару часов. Дело доходит до того, что специально для работы с контролирующими инстанциями сельским администрациям, где служат в основном по два-три человека, приходится выделять отдельного сотрудника.

При этом мало какая проверка оказывается безрезультатной — контролеры выявляют сотни тысяч нарушений в год (см. таблицу), соответственно, и штрафные санкции исчисляются весьма солидными суммами. Некоторые главы муниципалитетов признавались автору в личной беседе, что штрафы, взимаемые с местных органов власти, составляют основную часть неналоговых доходов бюджета их региона.

Справедливо возникает вопрос: раз прокуратура фиксирует такое количество нарушений, может быть, местная власть действительно нуждается в усиленном контроле? Ведь учитывая пресловутую неразвитость институтов гражданского общества, можно предположить, что контроль местной власти со стороны населения недостаточен, чтобы победить коррупцию, и для этого нужен государственный надзор. На это руководитель аппарата комитета Совета Федерации по местному самоуправлению Ольга Мотякова отвечает однозначно: «Доля нарушений, совершенных муниципалитетами “со зла”, минимальна. Действительно, среди местных чиновников встречаются люди, пришедшие исключительно с целью “заработать”. Но когда говорят, что в муниципалитетах одни взяточники, я всегда предлагаю взять процент привлеченных к ответственности муниципалов от общей их численности по стране и сравнить с аналогичны

У партнеров

    «Эксперт»
    №9 (743) 7 марта 2011
    Слияние бирж
    Содержание:
    Мечта о вертикальном элеваторе

    Крупнейшие мировые биржи захлестнула новая волна слияний. Биржам приходится конкурировать не только друг с другом, но и с новыми торговыми площадками, созданными банками

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Реклама