Фейк с антивозрастным эффектом

Культура
Москва, 07.03.2011
«Эксперт» №9 (743)
Афиша Вахтанговского театра пополнилась еще одним спектаклем Римаса Туминаса — французской комедией «Ветер шумит в тополях»

Фото: Архив пресс-службы

Пьесу Жеральда Сиблейраса о ветеранах Первой мировой войны, решившихся сбежать из дома престарелых, театр хотел поставить еще для Михаила Ульянова. Однако тогда не нашли режиссера, а потом не стало самого Ульянова. Тем временем пьесу перевел на английский Том Стоппард. После чего ее с успехом сыграли в лондонском «Весте-Энде», и в копилку Сиблейраса, уже имевшего приз Мольера, добавилась премия Лоуренса Оливье.

В лондонской версии, которая шла под лаконичным названием «Герои», ветеранов войны играли ветераны сцены. У нас же и в «Сатириконе», который обошел вахтанговцев на два сезона, и в самом Вахтанговском стариков играют артисты в полном расцвете сил. Разумеется, на «антиэйджинговый» кастинг Римас Туминас пошел не оттого, что в труппе нет возрастных артистов. Среди очевидных причин — желание режиссера избежать мелодраматизма, который априори навязывается темой пьесы, и возможность попрактиковаться в редком у нас жанре театральной буффонады.

Не стоит сбрасывать со счетов и меркантильные мотивы. Все трое участников спектакля — медийные звезды. Правда, популярность Владимира Вдовиченкова зиждется на «Бумере» и «Бригаде», а в бэкграунде Максима Суханова и Владимира Симонова есть не только сериалы или боевики, но и авторское кино, и серьезные театральные работы. Однако именно это обстоятельство и позволяет считать такой кастинг, обеспечивающий спектаклю интерес разных категорий зрителей, весьма изысканным и даже изощренным.

На то же, собственно, рассчитана и пьеса. Потребители сериального «мыла» найдут в диалогах старичков, вспоминающих о своих победах на полях сражений и любовном фронте, россыпь относительно смешных диалогов на в меру скабрезные темы. В то же время интеллектуалы могут обнаружить в тексте Сиблейраса приметы классической салонной комедии в традициях Уайльда и даже театра абсурда в духе беккетовского «В ожидании Годо».

На эту двоякость пьесы в свое время обратил внимание Стоппард. Однако вопреки английскому мэтру надо признать, что культурные параллели присутствуют в пьесе Сиблейраса в столь щадящих дозах, что при растворении в трехчасовом спектакле с вязкой стариковской болтовней даже в осадок не выпадают. Поэтому где-то ближе к антракту, когда пьеса начинает буксовать, уже точно не выводя ни на Беккета, ни на Уайльда, ту часть зрителей, что не рассчитывала на простой актерский бенефис, посещает мысль о побеге из театра.

К счастью, именно в этот момент Туминас начинает выкладывать собственные — уже чисто режиссерские — козыри. Самых впечатляющих два. Во-первых, гигантская видеопроекция со снимком планеты Земля. Появляется она на заднике периодически, как бы напоминая о том, какой все-таки трагический пустяк жизнь человека в сравнении с вечностью. Во-вторых, микшированные до инфернальной жути звуки военного марша. От них по коже проходит холодок, а в голове всплывает что-то вроде sic transit gloria mundi.

Конечно, эти режиссерские акценты, призванные вывести банальный драматургический снэк Сиблейраса на уровень хотя бы чуть повыше поп

У партнеров

    «Эксперт»
    №9 (743) 7 марта 2011
    Слияние бирж
    Содержание:
    Мечта о вертикальном элеваторе

    Крупнейшие мировые биржи захлестнула новая волна слияний. Биржам приходится конкурировать не только друг с другом, но и с новыми торговыми площадками, созданными банками

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Реклама