Главным источником длинных денег в экономике должна стать эмиссия ЦБ под покупку долгосрочных ценных бумаг Минфина, а не международные рынки

Рисунок: Игорь Шапошников

О проекте Стратегии развития банковского сектора РФ до 2015 года указываются причины, которые сдерживают развитие наших банков. Прежде всего это недостаточная их вовлеченность в финансирование экономических процессов, неспособность адекватно конкурировать с международными банками, ограниченность ресурсной базы и ее кратко­срочный характер.

Проблема отсутствия длинных денег становится тем более актуальной, когда перед российской экономикой стоят системные задачи инновационного развития и модернизации, которые требуют масштабных и долгосрочных инвестиций.

На протяжении всей новейшей истории рыночных преобразований проблема длинных денег постоянно привлекает к себе внимание. В разное время предпринимались усилия по формированию более устойчивой ресурсной базы финансовой системы — вводились льготные нормы резервирования по длинным деньгам, чтобы сделать их более привлекательными. Обсуждались возможности использования безотзывных вкладов — и дискуссии об этом все еще продолжаются. На время кризиса появилась возможность получения более длинных ресурсов через рефинансирование ЦБ (потом она была отменена).

Сейчас делаются попытки вовлечения в экономику накапливаемых длинных ресурсов пенсионного и страхового характера, расширяются ресурсы специнститутов (ВЭБ, РБР). Однако в системном плане, в масштабе всей экономики, задача остается нерешенной. А главным источником длинных денег, как и раньше, остаются международные рынки (хотя во время кризиса получать деньги и там было непросто).

Как это делается у них

Инструменты и источники формирования длинных ресурсов в развитых экономиках многообразны. Но решающую роль играют их центральные банки как главные эмиссионные центры, которые формируют основу длинных денег. Так, в двух самых мощных экономиках мира — в США и Японии — при формировании денежного предложения (денежной базы) основное место занимают долгосрочные государственные облигации, которые выпускаются в целях финансирования бюджетного дефицита. Затем эти бумаги покупаются центральными банками и остаются на их балансах. В результате в экономику поступают длинные целевые ресурсы. Такая практика устойчиво применяется последние десятилетия (подробнее см. www.ershovm.ru).

Если при этом учесть, что на бюджетные инструменты в целом приходилось до 90% (а иногда и больше) всей эмиссии (денежной базы), то на длинные бюджетные инструменты в результате приходится не менее 40% всех ресурсов, эмитируемых в экономику.

Такая практика позволяет осуществлять поступление дополнительных ресурсов на рынок в соответствии с экономическими приоритетами.

Первичным получателем средств, таким образом, являются бюджетные программы, а уже затем эти ресурсы мультиплицируются и поступают в остальные секторы экономики, продуцируя по цепочке спрос и стимулируя рост в смежных и иных отраслях. Учитывая, что в основе такой эмиссии находятся инструменты, длина которых часто достигает 10–20 лет, при их дальнейшем движении в экономику в итоге формируется многоуровневый пласт длинных ресурсов

У партнеров

    «Эксперт»
    №9 (743) 7 марта 2011
    Слияние бирж
    Содержание:
    Мечта о вертикальном элеваторе

    Крупнейшие мировые биржи захлестнула новая волна слияний. Биржам приходится конкурировать не только друг с другом, но и с новыми торговыми площадками, созданными банками

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Реклама