Начинайте волноваться

Русский бизнес
Москва, 21.03.2011
«Эксперт» №11 (745)
Обновленная московская мэрия пытается разобраться с лужковским градостроительным наследием. Результатом болезненной операции должна стать новая модель развития Москвы

Рисунок: Сергей Жегло

Московский девелоперский бизнес парализован. Новых строительных проектов в городе почти нет. «Текущие стройки постепенно завершаются. А перспективные бумажные проекты заторможены», — констатирует аналитик рынка недвижимости Юрий Кочетков.

Главным виновником затянувшейся инвестиционной паузы многие игроки называют мэра Москвы Сергея Собянина, который начал масштабную ревизию инвестконтрактов и уже запретил строительство в центре города. «Нами принято решение ограничить, а фактически запретить строительство в центре Москвы. Все начатые стройки будут закончены в течение двух-трех лет, часть из них будет перепрофилирована в гостиницы и жилье, новых проектов начинаться не будет», — заявил мэр.

Заметим, что обвинения в адрес нового градоначальника во многом надуманны. Консервация московского девелопмента началась еще при его предшественнике Юрии Лужкове, который не раз грозился запретить строительство коммерческой недвижимости в центре города. Более того, до Собянина стартовала и ревизия инвестконтрактов, которой руководил соратник Лужкова глава Москонтроля Александр Рябинин.

Нынешние действия обновленной мэрии — не что иное, как практическая реализация лужковской запретительной политики. Это естественная попытка преодолеть деструктивные тренды в развитии Москвы, а также вернуть контроль над инвестиционной деятельностью, который был полностью утрачен из-за хаотичного и коррупционного развития строительного сегмента и рынка недвижимости.

Пока новые власти не предложили внятного плана развития города. Однако первые шаги чиновников уже позволяют сделать ряд предположений о векторе изменений. Очевидно, что главная цель запретов и ревизий — снятие запредельного инфраструктурного напряжения. Следующий этап — перевод городской строительной отрасли с квазигосударственных на рыночные рельсы и создание фундамента для сбалансированного развития города.

Ревизия с консервацией

Приоритетным направлением новой градостроительной политики провозглашено развитие транспортной инфраструктуры. Одним из первых шагов в этом направлении стала программа ускоренного развития метрополитена — стратегически важного для города вида общественного транспорта. «Надо развернуть работы по максимуму. Жителям интересны не наши подземные ковыряния, а выход», — заявил Собянин. По мнению специалистов, сеть столичного метрополитена протяженностью 300 км развита недостаточно. При нынешней численности населения городу требуется 1,5 тыс. километров линий. До 2015 года планируется проложить 50–70 км — вдвое больше, чем построено за последние 20 лет. Разработаны типовые проекты станций, которые, по экспертным оценкам, позволят снизить сроки и стоимость строительства примерно на 20%. Идет подготовка территорий, освобождение площадок. В этом году на строительство метро выделено 50 млрд рублей из городского бюджета. Предполагается, что к финансированию проектов подключатся федеральные власти.

Под предлогом предотвращения транспортного коллапса запрещено возведение новой коммерческой недвижимости и ж

Новости партнеров

«Эксперт»
№11 (745) 21 марта 2011
Кризис в Японии
Содержание:
Планетарное коварство

Сейсмологи честно признают, что точно спрогнозировать японскую катастрофу не только не могли, но и вообще не имеют для этого соответствующего научного инструментария

Международный бизнес
Экономика и финансы
Реклама