Шагреневый прейскурант

Спецвыпуск
Москва, 21.03.2011
«Эксперт» №11 (745)
Очередной рейтинг российских аудиторов показал, что давняя проблема этого рынка — демпинг — в посткризисное время лишь обострилась. Прекратить ценовые войны могут только саморегулируемые организации, которые должны стать коллективным лоббистом интересов отрасли в государственных инстанциях

За пятнадцать лет исследования российского рынка аудиторских услуг среди экспертов сформировался консенсус по поводу набора факторов, наиболее негативно влияющих на цивилизованное развитие этого сектора. Главная проблема — недобросовестная конкуренция. Именно отсутствие эффективных правил регулирования влечет за собой демпинг, ухудшение качества услуг, формальный подход к аудиту.

Влияние этого комплекса факторов в период финансового кризиса и на нынешнем этапе восстановления спроса, как показало очередное ежегодное исследование рынка аудита и консалтинга, не только не ослабло, но, напротив, стало еще заметнее. Условия для подобного влияния возникли в результате резкого снижения темпов роста в секторе аудиторских услуг, где вслед за спадом в других отраслях экономики динамичный рост масштабов бизнеса и совокупных доходов аудиторов и консультантов сменился замедлением. В 2009–2010 годах прирост выручки крупнейших АКГ колебался от двух до пяти процентов, против 23% в 2008 году (см. «Эксперт» № 11 за 2009-й и 2010 годы).

Удар, нанесенный по рынку аудиторских услуг, был весьма серьезным. Однако в 2010 году, когда начался подъем экономики, аудиторам легче не стало. Восстановление спроса на услуги аудиторско-консультационных групп (АКГ) не привело к заметному оживлению сектора, скорее, наоборот, стало причиной нового витка ценовой войны, ведущей к общей деградации бизнеса.

На этом фоне попытки государства с помощью законодательных инициатив изменить ситуацию встретили в профессиональном сообществе противоречивый прием. Взять хотя бы принятые в прошлом году поправки к Федеральному закону «Об аудиторской деятельности» в части статьи 5 «Обязательный аудит», направленные то ли на повышение качества аудита, то ли на уменьшение числа аудиторских фирм и индивидуальных аудиторов.

В этих обстоятельствах особая ответственность за развитие сектора ложится на саморегулируемые организации (СРО), которые должны играть не только роль внутриотраслевого арбитра и контролера, но и коллективного лоббиста в государственных инстанциях.

Пришли на выручку. И сразу ушли

Главным свидетельством того, что из-за ценовой войны аудиторский сектор, по сути, застрял в кризисе, могут служить сведения о выручке. Согласно данным ста крупнейших АКГ — участниц рейтинга, прирост их совокупных доходов за последний год составил порядка 5% (см. график 1), а общая выручка — 65 млрд рублей. Это, конечно, лучше уже упомянутых 2% по итогам 2009-го, однако на бурный рост никак не похоже, скорее, на пробуксовку и стагнацию. Причина тому, как отметило большинство из опрошенных «Эксперт РА» участников рейтинга, — недобросовестная конкуренция.

«Несмотря на замедление темпов экономического развития, спрос на аудиторские услуги растет, но в результате конкуренции эту тенденцию существенно скорректировало сохраняющееся давление на цены», — рассказывает партнер и руководитель отдела аудиторских услуг предприятиям нефтегазового сектора PwC в России Игорь Лотаков. Похожего мнения придерживается и генеральн

У партнеров

    «Эксперт»
    №11 (745) 21 марта 2011
    Кризис в Японии
    Содержание:
    Планетарное коварство

    Сейсмологи честно признают, что точно спрогнозировать японскую катастрофу не только не могли, но и вообще не имеют для этого соответствующего научного инструментария

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Реклама