Фармацевтам нужен паспорт

Русский бизнес
Москва, 04.04.2011
«Эксперт» №13 (747)
В отечественной фармотрасли активизировались молодые инновационные компании. Однако отсутствие детально проработанной государственной политики может затормозить их развитие

Фото: Митя Алешковский

Биологические препараты — отличная ниша для специализации российских производителей лекарств! В области химического синтеза очень сильна конкуренция со стороны производителей из Азии и Восточной Европы, для нас это — не путь развития, — уверен Михаил Кубылинский, генеральный директор питерской фармкомпании “Биокад”. — А вот в биотехнологиях мы можем на равных конкурировать с зарубежными игроками». Его компания, основанная в начале 2000-х, сразу ориентировалась не на выпуск устаревших лекарственных средств, как это делало тогда большинство отечественных предприятий, а, подобно производителям из развитых стран, на производство высокотехнологичных, социально значимых препаратов. «Мы стали разрабатывать средства терапии рака и рассеянного склероза. Эти болезни более других способствуют росту инвалидизации населения, поэтому препараты для их лечения очень востребованы», — говорят в «Биокаде». Тогда компания запустила производство аналогов западных биопрепаратов.

Сегодня «Биокад» создает не только аналоги, но и оригинальные биологические средства, в том числе на основе пегилированных белков, которые применяются при лечении онкологии и болезней крови, аутоиммунных, сердечно-сосудистых заболеваний, хронических вирусных инфекций. В 2012 году компания намерена выпустить свой первый оригинальный препарат для лечения гепатита С — он уже прошел первую стадию клинических испытаний.

От дженериков к оригиналам

Компаний, подобных «Биокаду», в России становится все больше. У отечественных производителей лекарств — всплеск инновационной активности. Новаторами выступают не бывшие крупные советские предприятия, а небольшие компании, созданные в начале нулевых годов: «Микроген», «Полисан», московский «Фарм-синтез», питерский «Фармсинтез», «Химрар», уже упоминавшийся «Биокад», «Биннофарм». Некоторые из них принадлежат крупным российским корпорациям, как «Биннофарм», входящий в «АФК-Система»; другие являются независимыми предприятиями, выросшими из научно-исследовательских лабораторий («Полисан» и «Фарм-синтез»); часть компаний, как, например, «Микроген», — государственные.

Появление молодой инновационной поросли в отечественном фармпроме — знаковое событие для отрасли, где львиная доля компаний до сих пор производит дешевые типовые дженерики, рецептуры которых были разработаны более полувека назад. Технологическая отсталость базовых предприятий отрасли — одна из причин того, что наш фармрынок захватили зарубежные компании: Berlin-Сhemie, Teva, Novartis, Gedeon Rihter, Nycomed и др. (см. таблицу). В 2009 году доля иностранных препаратов составила 80% на российском аптечном рынке и свыше 90% — на рынке госзакупок. Чтобы выжить, некоторые компании стали продавать бизнес: так, «Нижфарм» приобрел немецкий концерн Stada, «Зио-Здоровье» — компания Actavis, опять же немецкая. Другие сконцентрировались на узких рыночных нишах — в основном на производстве БАДов или витаминов, а также простых лекарств вроде корвалола, валосердина, терапевтический эффект которых трудно доказать.

М

У партнеров

    «Эксперт»
    №13 (747) 4 апреля 2011
    Предвыборный год
    Содержание:
    Избиратели о себе напомнят

    В период сверхвысокой популярности президента, премьера и правящей партии российская политическая элита расслабилась и стала совершать ошибки. Сегодняшнее снижение рейтингов власти не повод для криков о скором «крахе режима» — к нему стоит отнестись как к стимулу для исправления ошибок

    Спецвыпуск
    На улице Правды
    Реклама