«Мы должны быть готовы к росту»

Международный бизнес
Москва, 04.04.2011
«Эксперт» №13 (747)
Несмотря на рост цен на нефть и серию революций в странах Ближнего Востока, спрос на услуги деловой авиации в долгосрочной перспективе может резко увеличиться, считает глава авиакомпании NetJets Europe Эрик Коннор

Фото: Олег Слепян

Еще пару лет назад казалось, что мировой рынок авиаперевозок на бизнес-джетах вряд ли сможет быстро выбраться из штопора. В разгар кризиса количество рейсов деловой авиации в мире сократилось почти на четверть. Главы крупнейших корпораций США и Европы один за другим стали отказываться от персональных самолетов и пересели в бизнес-класс классических авиакомпаний. На продажу были выставлены тысячи авиалайнеров, цены на которые в одночасье рухнули на 25–30%. Это не могло не сказаться на авиастроителях. Они сократили поставки новых самолетов практически вдвое.

Но мода на аскезу продержалась недолго. Уже в прошлом году ситуация резко изменилась к лучшему. Например, в Европе количество полетов бизнес-авиации выросло на 5,5%, в России — почти на 11%. И те операторы, которые еще вчера еле-еле сводили концы с концами, неожиданно для всех анонсировали новые широкомасштабные программы обновления своего авиапарка.

Первым это сделала NetJets — крупнейшая в мире компания деловой авиации, практикующая продажу летного времени через схемы долевого владения самолетами. Она заказала сразу 170 новых лайнеров более чем на 3 млрд долларов. О том, на что рассчитывает эта компания и зачем ей столько новых самолетов, мы попросили рассказать главного исполнительного директора NetJets Europe Эрика Коннора.

Год назад глава Berkshire Hathaway и ваш главный акционер Уоррен Баффет назвал NetJets «самой масштабной проблемой 2009 года», а ее финансовые показатели — «просто убийственными». И это не удивительно: убытки авиакомпании тогда составили 711 миллионов долларов, а кредиторская задолженность перевалила за два миллиарда. Вам удалось переломить ситуацию за истекший год?

— Мы действительно пережили непростые времена. Падение объема перевозок в разгар кризиса было очень значительным, спрос сократился сразу процентов на двадцать. И, как вы понимаете, такая ситуация не могла не спровоцировать нас на ответные действия. Мы были вынуждены принимать быстрые, но в то же время взвешенные решения. Первое, что мы сделали, — разработали новую стратегию NetJets, в которой сделали упор на органичное развитие компании. Вообще, наш подход к бизнесу стал более рациональным. Мы постарались сделать все, чтобы оптимизировать расходы, максимально эффективно использовать человеческие ресурсы. Например, для пилотов мы запустили ряд программ по переобучению на новые типы воздушных судов. То есть дали им возможность год работать, а следующий год отдыхать, переучиваться, повышать квалификацию. Все эти меры позволили нам завершить 2010 год с прибылью.

На самом деле программа переобучения пилотов есть не что иное, как долгосрочный отпуск без сохранения зарплаты. Кстати, основатель NetJets Ричард Сантулли, который, собственно, и придумал бизнес-схему долевого владения самолетами, был ярым противником таких мер. Но в разгар кризиса господин Баффет его уволил, а председателем правления компании назначил Дэвида Сокола. Неужели именно социальный вопрос стал главной причиной смены руководства компании?

У партнеров

    «Эксперт»
    №13 (747) 4 апреля 2011
    Предвыборный год
    Содержание:
    Избиратели о себе напомнят

    В период сверхвысокой популярности президента, премьера и правящей партии российская политическая элита расслабилась и стала совершать ошибки. Сегодняшнее снижение рейтингов власти не повод для криков о скором «крахе режима» — к нему стоит отнестись как к стимулу для исправления ошибок

    Спецвыпуск
    На улице Правды
    Реклама