Потушить звезду

Русский бизнес
Москва, 04.04.2011
«Эксперт» №13 (747)
«Евросеть», лидер рынка мобильной розницы, хочет разорить быстрорастущего конкурента — «Связной». Первый шаг — отнять четверть торговых точек

Фото предоставлено компанией «Евросеть»

В начале марта президент крупнейшего представителя сотовой розницы ОАО «Евросеть» Александр Малис разослал своим сотрудникам письмо, которое очень быстро появилось в интернете. Главный мессидж: один из основных конкурентов «Евросети» — группа компаний «Связной» — будет стерт с лица земли. «Ходят слухи, что за две недели под флаг “Евросети” перешло почти 300 магазинов конкурента. Правда намного жестче. Да, мы действительно забираем лучшие салоны “Связного”. Но наша цель гораздо интереснее. На рынке может остаться только один. И этот один — мы, “Евросеть”. Почему мы это делаем? Потому что мы хотим построить самую прочную и непобедимую компанию в мире. И момент для этого настал… Мы не успокоимся, пока “Связной” не капитулирует и не исчезнет с рынка», — писал Малис. «Эксперту» же он заявил, что за 2011 год хочет отнять у конкурента 500 салонов.

«Евросеть» всегда отличалась экстравагантностью. Ее бывший совладелец Евгений Чичваркин то призывал покупательниц раздеться, чтобы выиграть телефон, то придумывал матерные рекламные слоганы. Он тоже писал задиристые внутренние письма сотрудникам, но они были направлены против того или иного производителя. То он третировал Nokia, то Samsung. Занимая более 25% российского рынка, «Евросеть» могла требовать от поставщиков как можно более низких цен. А если они сопротивлялись, компания старалась их продукцию игнорировать. Однако с конкурентами-ритейлерами «Евросеть» вела только ценовые войны.

В 2008 году, во время кризиса, отягощенная долгами компания была продана предпринимателю Александру Мамуту (50,1%) и «Вымпелкому» (49,9% акций). Новый президент «Евросети» Александр Малис, долгое время работавший в компаниях связи, тоже бойкий, напористый и острый на язык. Но в агрессии против «Связного» он превзошел самого себя. В российской сотовой рознице таких войн еще не было.

«Наша цель проста: мы развиваемся, нам как лидеру рынка нужны хорошие места, и у “Связного” они есть», — говорит Малис. Первый путь — предложить владельцу помещения платить больше за аренду. По нашим данным, «Евросеть» хочет перекупить салоны «Связного» оптом, например, с таким предложением она обратилась к X5 Retail Group, у которой много собственных помещений рядом с «Пятерочками» и «Перекрестками».

На вопрос «Эксперта», почему атаке подверглись именно салоны «Связного», а не, например, МТС, Малис сказал, что у слабого забрать проще. По его мнению, у «Связного» столько долгов, что со временем он разорился бы и сам. «Евросеть» же хочет ускорить этот процесс.

«Несколько месяцев “Связной” торговал в убыток, чтобы попытаться отнять покупателей и долю в продажах у “Евросети”. Несколько месяцев он терял деньги, имея при этом огромные долги в банках. Компания уверенно загоняла себя в банкротство, не рассчитывая собственные силы. И вот наступил момент, когда они истощили себя. Их банковский долг сегодня составляет почти 10 млрд рублей, и они уже не смогут его отдать», — написал Малис в своем письме, уверяя при этом, что в течение месяца конкурент «потеряе

У партнеров

    «Эксперт»
    №13 (747) 4 апреля 2011
    Предвыборный год
    Содержание:
    Избиратели о себе напомнят

    В период сверхвысокой популярности президента, премьера и правящей партии российская политическая элита расслабилась и стала совершать ошибки. Сегодняшнее снижение рейтингов власти не повод для криков о скором «крахе режима» — к нему стоит отнестись как к стимулу для исправления ошибок

    Спецвыпуск
    На улице Правды
    Реклама