Три трудных слова

Культура
Москва, 04.04.2011
«Эксперт» №13 (747)
Как YouTube помогает признаться в любви и снять об этом кино

На днях в России покажут новый, но уже нашумевший фильм «Я тебя люблю» — плод общих усилий известных документалистов Александра Расторгуева («Дикий, дикий пляж. Жар нежных») и Павла Костомарова («Вдвоем»). Премьера состоится в рамках спецпоказов Роттердамского фестиваля, на котором в минувшем январе прошел первый мировой показ картины. После этого продолжится демонстрация фильма в полузакрытом клубном режиме на неформальных площадках, которые никак не назвать кинотеатрами. Нормальный прокат картине не светит хотя бы потому, что для него необходимо получить прокатное удостоверение, а его фильму «Я тебя люблю» вряд ли дадут: количество и качество ненормативной лексики, звучащей с экрана, превосходит все пределы, напоминая уже не об андеграундном искусстве, а о жизни как таковой. Два хороших документалиста добились эффекта, который был недоступен многим их коллегам, и тут есть чем гордиться. А помогли им современная общедоступная цифровая техника да идеология всемирного интернет-канала видеороликов YouTube, из которых и произошел этот экспериментальный проект.

Дело было примерно так. Костомаров и Расторгуев решили снять фильм без режиссера и оператора, пригласив на первую роль саму жизнь, а на вторую — актеров-непрофессионалов. Отбирали их из жителей Ростова-на-Дону (родного города Расторгуева), которым раздали по видеокамере, предложив снимать самих себя. Потом из исполнителей взяли нескольких наиболее артистичных и убедительных, а из часов беспорядочной съемки — то, из чего можно было сложить сюжет. Сюжет складывался плохо. Тогда Расторгуев и Костомаров вмешались, написали подобие последовательной истории и раздали доморощенным актерам задания. Кино стало получаться, но спонтанности уже не хватало. Пришлось вылепить из материала нечто среднее между свободным бессюжетным повествованием и молодежной комедией о любви. То, что получилось, теперь можно увидеть на экране. Остальное — приблизительно восстановить из контекста.

Сложная настройка. Вперед-назад, авторской эссенции то чуть больше, то чуть меньше. Понятно почему: сырье-то сложное. Это со стороны может показаться, будто интернет — кладезь неведомых сокровищ. А на деле тут никакой золотоискатель не справится: слишком много песка и грязи придется просеивать. Недаром из сотен тысяч интернет-дневников до сих пор не родилось хотя бы десятка самобытных писателей.

Провозгласив когда-то смерть Автора, Ролан Барт явно поторопился. Может, автор и мутировал, но никуда не исчез. Иногда он, как Джон Кейдж, пишет коллаж из нот, угадывая их последовательность по гадальным книгам, иногда плещет на полотно краской, как Джексон Поллок, а то и монтирует чужой материал, создавая ультраавторское кино, подобно создателям картины «Я тебя люблю». Так же, кстати, делал в своих «Представлении» и «Блокаде» Сергей Лозница, на ранних картинах которого Костомаров работал как оператор.

Чтобы быть таким оператором и отдать камеру в чужие непрофессиональные руки, нужны и кураж, и самоирония, и сильное концептуальное видение.

У партнеров

    «Эксперт»
    №13 (747) 4 апреля 2011
    Предвыборный год
    Содержание:
    Избиратели о себе напомнят

    В период сверхвысокой популярности президента, премьера и правящей партии российская политическая элита расслабилась и стала совершать ошибки. Сегодняшнее снижение рейтингов власти не повод для криков о скором «крахе режима» — к нему стоит отнестись как к стимулу для исправления ошибок

    Спецвыпуск
    На улице Правды
    Реклама