За последние двадцать лет резко изменилась структура вовлеченности детей и молодежи в те или иные формы обучения. Почти вдвое, с 9,65 до 5,1 млн, сократилось число детей, посещающих дошкольные учреждения, и примерно на треть — посещающих школу (с 20,1 до 13,4 млн)

Фото: Sergey Kozmin/Panos Pictures/Agency.Photographer.ru

За последние двадцать лет резко изменилась структура вовлеченности детей и молодежи в те или иные формы обучения. Почти вдвое, с 9,65 до 5,1 млн, сократилось число детей, посещающих дошкольные учреждения, и примерно на треть — посещающих школу (с 20,1 до 13,4 млн). Произошло двукратное снижение числа обучающихся по программам начального профессионального образования (НПО) и примерно на 10% — обучающихся по программам среднего профессионального образования (СПО). Зато количество студентов вузов более чем в два раза увеличилось — свыше 6,2 млн человек в 2008 году против 2,8 млн в 1989-м.

Конечно, сами по себе приведенные абсолютные цифры ни о чем не говорят, ведь за такой большой срок произошли существенные демографические сдвиги. Например, детей в возрасте до 14 лет включительно за рассматриваемый нами период стало меньше на 40%.

Более адекватную картину дает использование показателя охвата детей и молодежи образованием в разных возрастах. Так, доля детей, посещавших дошкольные учреждения, в общем числе детей в возрасте от года до шести лет сократилась за два десятилетия с 68 до 60%. При этом уменьшение охвата детей дошкольным образованием в российских городах составило всего 6 процентных пунктов (снижение с 73,6 до 67,3%); в сельской местности провал гораздо более выражен — снижение с 54,7 до 40,6%.

Охват детей в возрасте 7–16 лет школьным образованием не изменился (чуть более 94%), равно как и охват молодежи в возрасте 15–17 лет СПО (38–40%). В то же время практически на треть — с 54 до 32% — сократился охват молодежи этого возраста НПО и почти в два раза — с 24 до 42% — возрос охват молодежи в возрасте 17–23 лет высшим образованием (см. график 1).

Принципиальный момент: если в СССР высшее образование было бесплатным (во всяком случае, теневые трансферты «на поступление» и «невылет» шли в карман конкретных преподавателей и чиновников от образования, а не на возмещение затрат учебных заведений), то сегодня более половины студентов обучается на платной (договорной) основе. Платность стимулировала рост числа студентов и снижение качества образования, а также снизила доступность высшего образования для молодых людей из семей с невысокими доходами. Данные репрезентативных обследований населения, проводимых Росстатом, свидетельствуют, что в конце 2000-х в семьях нижнего квинтиля по среднедушевым доходам охват молодежи высшим образованием был в 2,3 раза ниже, чем в семьях верхнего квинтиля. Вместе с тем утверждать, что за последние двадцать лет произошло усугубление неравенства в доступе к высшему образованию, было бы некорректно. Работы социологов по социальной стратификации в СССР показывают, что в вузы поступала прежде всего молодежь из городских семей с высоким уровнем образования, в которых родители, как правило, занимались интеллектуальным трудом.

Оценки образовательных инвестиций

Для сопоставления стоимости образования за прошедшие двадцать лет были рассчитаны соотношения фактических затрат в образовательных учреждениях в расчете на одного обуча

У партнеров

    «Эксперт»
    №14 (748) 11 апреля 2011
    Уровень жизни
    Содержание:
    Жить стало лучше. Но не веселее

    Как изменился уровень жизни россиян по сравнению с предреформенным? Если он вырос, то у всех, или часть населения живет беднее, чем в позднесоветской России?

    Международный бизнес
    На улице Правды
    Реклама