Два олигарха

Культура
Москва, 11.04.2011
«Эксперт» №14 (748)
Пока Европа смотрит документальное кино про Ходорковского, Россия встречает художественный фильм про Мавроди

Фото: Архив Пресс-службы

Фильм немецкого режиссера Кирилла Туши «Ходорковский», самую громкую премьеру февральской Берлинале, с тех пор успели посмотреть депутаты Европарламента, а российского прокатчика у него так и не появилось. Зато наш человек Андрей Караулов дал свой бескомпромиссный ответ на немецкую пропаганду (в том, что «Ходорковский» пропаганда, не сомневался никто) в форме телефильма с говорящим названием «Ходорковский. Труб(п)ы». Россияне знают, под каким углом надо смотреть на олигархов. Они это и наивному немцу Туши объяснили, который в первой же сцене своего фильма задает случайным сибирским тинейджерам глупый вопрос: «Кто такой Ходорковский?» и немедленно получает уверенный ответ: «Это человек, который украл у России много денег». Столь категоричная формула легко объяснима — достаточно бросить поверхностный взгляд на новейшую экономическую историю государства и на то, как ее трактует нынешняя власть. Казалось, симпатию народа олигархи потеряли навсегда, в каких бы мучеников их ни превращало государство. Но русский человек отходчив, надо только уметь ему понравиться.

Взять хоть руководителя МММ Сергея Мавроди. Сколько миллионов сограждан обманул и оставил без гроша в кармане! И случилось-то это совсем недавно. Однако уже сейчас о нем сняли кино «ПираМММида», которое пойдет в большинстве российских кинотеатров. Там доказано, как дважды два, что этот богач был лучшим другом простых людей. Деньги в картину вложены немалые — причем не представителями элит, у которых мог бы быть свой таинственный интерес в доказательстве столь сомнительного тезиса, а успешными бизнесменами от кинематографа, продюсерами таких хитов, как «Любовь в большом городе» 1 и 2 и «Гитлер капут». Значит, у них нет сомнений: прокатит, народ вновь влюбится в Мавроди. Не в настоящего, так в экранного, получившего псевдоним Мамонтов и привлекательную внешность артиста Алексея Серебрякова.

Всерьез разбирать бледные сценарные умения Сергея Крайнева и Максима Василенко, как и заурядные режиссерские способности Эльдара Салаватова («Антикиллер-3») куда менее интересно, чем копаться в мотивациях продюсеров, которые явно лежат в области не эстетической провокации, но социальной спекуляции. В исполнении Серебрякова даже слова про страну, которую он предлагает поставить раком (фраза так нравится авторам, что вошла в рекламный ролик фильма), звучат не развязно, а как-то героически. Почему-то эта реплика не входит в противоречие с другой «я Россией не торгую», которую бывший математик бросает в лицо противнику, гадкому жирному банкиру с бегающими глазками (Федор Бондарчук дает собирательный образ — эдакого Гусинского-Березовского-Абрамовича). Неудивительно, что тот спелся с американцами и, в точности как в голливудском кино, похитил дочку пассионария Мамонтова, — а ведь основатель крупнейшей финансовой пирамиды, как выясняется в фильме, об обогащении вовсе не думал. Его амбиции были шире и выше: избавить Русь-матушку от долларовой зависимости и превратить ее в экономический центр мира. Да вот конкуренты

Новости партнеров

«Эксперт»
№14 (748) 11 апреля 2011
Уровень жизни
Содержание:
Жить стало лучше. Но не веселее

Как изменился уровень жизни россиян по сравнению с предреформенным? Если он вырос, то у всех, или часть населения живет беднее, чем в позднесоветской России?

Международный бизнес
На улице Правды
Реклама