Переходим в штатный режим

Русский бизнес
Москва, 11.04.2011
«Эксперт» №14 (748)
Инициатива российского президента по выведению из состава советов директоров госкомпаний чиновников — не интриги и не борьба за контроль над крупными активами, а еще один рычаг переключения ручного управления в экономике на институциональный, штатный режим

Иллюстрация: picvario.com/Russian Look

Президент Дмитрий Медведев утвердил перечень поручений, направленных на улучшение условий инвестиционного климата в стране. В целях устранения избыточного влияния на этот климат госкомпаний он поручил правительству, в числе прочего, утвердить на ближайшие два с половиной года график приватизации находящихся в федеральной собственности крупных пакетов акций госкомпаний. Кроме того, инициировал исключение из состава советов директоров (наблюдательных советов) 17 крупнейших акционерных компаний с государственным участием (см. таблицу), заместителей премьер-министра и федеральных министров и включение вместо них независимых директоров или поверенных директоров.

Инициатива Медведева стала кульминационным аккордом запущенной более двух лет назад реформы управления госсобственностью. Теперь в ней задействован другой механизм, который может принципиально изменить систему управления в стране. Похоже, в Кремле и Белом доме поняли, что политику ручного управления со свойственными ей элементами волюнтаризма и субъективных рисков пора сворачивать. Настало время более упорядоченного подхода в управлении государственными корпорациями.

Пробивальщики

Считается, что управление компаниями, где ключевым акционером выступает государство, в принципе невозможно без участия чиновников. Конечно, независимые директора должны быть в госкомпаниях, но они должны привносить лишь другой вектор, иной взгляд на управление этим бизнесом.

Строго говоря, компетенции чиновника — члена совета директоров компании с госучастием и сфера ответственности ведомства могут совпадать, так что доступные чиновнику ресурсы могут быть использованы производительно для компании. Однако вряд ли такое положение вещей является общим правилом. На самом деле, за редким исключением, чиновники министерств и ведомств в составе советов директоров компаний уже давно вызывали нарекания.

Во-первых, они не имеют права получать за работу в совете директоров вознаграждение, это создает основания для «воспроизводства искаженных стимулов».

Во-вторых, представителями в советах директоров назначают, как правило, чиновников довольно высокого ранга (обычно начиная с заместителя директора департамента министерства), что часто вступает в противоречие с режимом их основной работы в министерстве. В результате страдает качество решений как в компании, так и по основному месту работы.

Наконец, чиновник обычно не является профессиональным управленцем, не знаком с реалиями бизнеса, которым занимается соответствующая компания, если только он сам не выходец из бизнеса, где выполнял аналогичные функции.

По сути, механизм работы советов директоров компаний с госучастием выглядел так: в совете директоров компании был представлен менеджмент и верхушка министерств и ведомств, которые не получали денег за свою работу в совете, при этом каждый такой представитель от власти участвовал в работе одного или нескольких десятков советов директоров. Понятно, что работа чиновника в таком случае во многом была формальной.

Эксперты Национального

Новости партнеров

«Эксперт»
№14 (748) 11 апреля 2011
Уровень жизни
Содержание:
Жить стало лучше. Но не веселее

Как изменился уровень жизни россиян по сравнению с предреформенным? Если он вырос, то у всех, или часть населения живет беднее, чем в позднесоветской России?

Международный бизнес
На улице Правды
Реклама