Советники высшего класса

Вартан Ханферян
11 апреля 2011, 00:00

Рынок консалтинговых услуг уверенно преодолевает последствия кризиса. Локомотив роста — спрос в сфере информационных технологий

Сфера услуг, как известно, в кризис сжимается первой и выходит из него последней. К рынку консалтинга это относится в полной мере: завершив 2009 год с очень скромным пятипроцентным ростом (см. «Эксперт» № 14 за 2010 г.), компании этого сектора рынка надеялись наверстать упущенное в 2010-м. И надежды во многом оправдались: как показало очередное исследование рейтингового агентства «Эксперт РА», общая выручка 150 крупнейших консалтинговых компаний увеличилась по итогам прошлого года на 13% и составила 88 млрд рублей (см. график 1).

Однако говорить о полном восстановлении рынка пока не приходится, поскольку за год выручка снизилась у каждой пятой компании из нашего списка (в совокупности на долю этих «отстающих» приходится 13% доходов от общего объема по ренкингу) — бюджеты, выделяемые на консалтинг, принимались еще во время минимизации затрат, и на всех этих бюджетов попросту не хватает. Да и сами консультанты были вынуждены соизмерять свои аппетиты с возросшей прижимистостью клиентов — отсюда ценовая политика, призванная удовлетворить стремление заказчика получить больше за те же, что и раньше, или даже меньшие деньги.

Тем не менее общее настроение на рынке консультантов оптимистичное. Ведь отложенный спрос еще не исчерпан, а в некоторых секторах рынка (например, в информационных технологиях) предложение меняется с такой быстротой, что надолго откладывать затраты на обновление равносильно наращиванию технологического отставания. Так что потенциал для дальнейшего роста рынка налицо.

Персонал грата

Как показывает опрос, проведенный «Эксперт РА» в ходе подготовки ежегодного рейтинга, среди сдерживающих рост рынка факторов большинство консультантов отмечают два. Первый — консалтинговые бюджеты на 2010 год, сверстанные в острую фазу кризиса. Второй — снижение рентабельности консалтинговых проектов в посткризисный период. «Рынок поставщика превратился в рынок заказчика. Клиент получил возможность диктовать условия, требовательно выбирать подрядчика, добиваться выгодных цен», — комментирует генеральный директор компании IBS Сергей Мацоцкий.

Серьезный импульс рынку могли бы дать новые масштабные проекты, однако пока их мало. Впрочем, спрос на услуги, отложенный в связи с неопределенными планами развития компаний, уже актуализируется по всем направлениям консалтинга (см. график 2). Наиболее стремительно за прошедший год совокупные доходы компаний — участниц рейтинга изменились при оказании услуг в области управления персоналом, финансами и стратегией. По итогам 2010 года темпы роста здесь составили 30, 23 и 22% соответственно.

Управление персоналом. За последний год объем реализации консалтинговых услуг в области управления персоналом составил 1,6 млрд рублей. Среди востребованных работ — оценка кадрового потенциала организации, разработка программ повышения производительности труда, программ персональной эффективности менеджеров. «В основе этого спроса лежит потребность бизнеса совершенствовать HR-процессы в условиях жесткого дефицита кадров и повышения уровня профессиональной зрелости менеджмента. При этом возрастают требования к эффективности и качеству возврата инвестиций на HR-консалтинг. Поэтому мы видим рост спроса на услуги по предварительному обследованию бизнес-процессов и оценке стоимости внедрения HR-систем», — поясняет генеральный директор компании MOLGA Consulting Михаил Панченко.

В перспективе популярность HR-консалтинга сохранится. Помимо вечно актуальной проблемы оптимизации затрат и повышения производительности труда спрос на услуги в сфере управления кадрами будет подогреваться и демографической ситуацией. «На рост экономики накладывается демографический спад, который ведет к дефициту кадров во всех отраслях экономики. Персонал будет одной из самых серьезных проблем для бизнеса и экономики как минимум на ближайшее десятилетие», — считает Сергей Мацоцкий.

На демографию накладывается и удручающий регресс в сфере профобразования. «Компании, особенно в высокотехнологичных отраслях, вынуждены доучивать и переучивать своих “новобранцев”, что требует создания стандартов профессий, корпоративных учебных центров, систем наставничества, реформирования системы профобразования», — резюмирует старший партнер компании Formatta Роман Иванов.

Финансовый консалтинг. По итогам 2010 года участники рейтинга заработали в этом сегменте консультационных услуг более 6,5 млрд рублей (на 23% больше, чем годом ранее). Рост доходов в этом секторе рынка наблюдается не первый год. По словам управляющего партнера КПМГ в России и СНГ Эндрю Крэнстона, все большим спросом пользуются услуги по улучшению результатов хозяйственной деятельности и управлению рисками. Внедрение и постановка систем финансового планирования и бюджетирования, системы контроля издержек, внутреннего контроля, а также аутсорсинг функций учета — «повышенный спрос на эти услуги связан со стремлением заказчика к сокращению издержек и повышению эффективности бизнеса в условиях посткризисного развития», полагает председатель совета директоров АКГ «РСМ Топ-аудит» Елена Лоссь.

Спрос стимулируется также продолжающимся укрупнением бизнеса и соответствующими потребностями в реорганизации процессов финансово-экономического управления. «Значительно вырос интерес к услугам, повышающим эффективность управления активами. Крупные компании заинтересованы в создании и внедрении интегрированных систем учета активов, систем поддержки принятия и контроля исполнения решений по сделкам с активами», — говорит Елена Лоссь.

Другой стимул для роста финансового консалтинга — спрос на услуги в области МСФО (трансформация отчетности, оценка, консалтинг и обучение). Потребность в них связана с тем, что бизнес ожидает улучшения возможностей привлечения финансирования. «Многие российские компании уже подтвердили свои планы относительно IPO в 2011–2015 годах. К таким мероприятиям необходимо готовиться заранее, поэтому услуги в области МСФО будут набирать обороты», — прогнозирует заместитель генерального директора компании «ФинЭкспертиза» Оксана Тимонина.

Стратегический консалтинг. В этом секторе рынка в 2010 году тоже наблюдался заметный рост. Результатом стали 2,6 млрд рублей выручки и ее динамичный прирост (22%) против снижения по итогам 2009 года, отмеченного в прошлом выпуске рейтинга (–28%). «Руководители компаний, переживших кризис, понимают, что время грубой отладки бизнеса прошло и необходимо заниматься его комплексной и целостной настройкой. Поэтому уверенно оживляется спрос на услуги по стратегическому консалтингу», — говорит Оксана Тимонина. А первый заместитель генерального директора АКГ «Развитие бизнес-систем» Андрей Максимов добавляет: «Возникли актуальные вопросы, от которых раньше можно было отмахнуться, а сейчас уже нет. Истоки ответов на эти вопросы лежат в стратегическом взгляде на ведение бизнеса. Поэтому появилась потребность в переосмыслении стратегического курса и разработке формализованных документов, закрепляющих новый курс, новые стратегические цели, миссию компании. Для привлечения инвестиций и роста новых доходов собственники нанимают консультантов, чтобы они помогли правильно скомпоновать бизнес, объединить активы в понятную структуру, которой можно управлять на основе целевых показателей, определяющих прибыльность и прозрачность».

«Чайники» стали требовательнее

По итогам 2010 года большая часть выручки топ-150 консалтинговых групп приходится на сектор ИТ-консалтинга (см. график 2). Суммарно участники рейтинга, практикующие предоставление консалтинговых услуг с ИТ-составляющей, заработали порядка 48 млрд рублей — на 15% больше, чем год назад.

Несмотря на положительную динамику развития, прошедший год консалтинговые компании считают периодом продолжающейся стагнации, который начался в кризисном 2009 году при сокращении бюджетов на консалтинг. В связи с этим изменения претерпели и продуктовые линейки. «Постепенно в небытие уходят масштабные проекты внедрения классических ERP для автоматизации хозяйственных процессов. Рынок охладел к подобным проектам, так как, с одной стороны, насытился ими, а с другой — кризис заставил мыслить не “вширь”, а “вглубь”. Теперь бизнес более сконцентрирован на внедрении систем родственных классов — CRM, BI и так далее», — говорит президент группы «Астерос» Михаил Эренбург. Изменения подтверждает и вице-президент НЦИТ «Интертех» Андрей Гребнев: «Интерес к специализированным производственным системам (the best in class) и сегменту аналитических решений BI-класса заметно вырос».

Кроме того, повышение осведомленности клиентов в сфере ИТ позволяет им значительно требовательнее, чем раньше, подходить к выбору консультанта. «Сегодня мы видим, что наши клиенты стремятся получить весь спектр услуг от одного поставщика. Заказчики хотят снизить риски инвестиций и быть уверенными, что получат требуемый результат в ожидаемые сроки», — поясняет президент группы компаний ЛАНИТ Георгий Генс.

В условиях одновременного сокращения консалтинговых бюджетов и ужесточения ответственности за них это не всегда выполнимо. «Заказчики стали более требовательными и более внимательно относятся к тому, какой эффект они получат на каждый потраченный рубль. В результате сотрудники на среднем уровне менеджмента, инициирующие новые проекты, опасаются их запускать, поскольку не готовы брать на себя возросшую ответственность. Для них проще ничего не делать, чем нести ответственность за результаты проектов», — рассказывает Сергей Мацоцкий.

Тем не менее кризисный и посткризисный ступор уже позади. «Заказчики начали активно прорабатывать стартапы решений, относящиеся как к области основного бизнеса, так и к оптимизации бизнес-процессов. Востребован новый уровень ИТ-услуг с концептуальными и финансово-экономическими обоснованиями проектов», — говорит президент ООО «УСП Компьюлинк» Андрей Рябцев. Эту тенденцию отмечает и директор департамента информационных технологий компании КРОК Игорь Никулин: «Компании перешли от замораживания бюджетов к экономии ресурсов за счет внедрения инновационных управленческих решений. Все задачи, которые сегодня перед нами ставят компании, ориентированы на конкретный бизнес-результат. Консалтинг используют для снижения издержек на содержание ИТ и повышения отдачи от их использования».

Резерв дальнейшего роста спроса игроки рынка видят в том, что в кризис бюджеты на ИТ были урезаны. В результате накопились нерешенные проблемы, и теперь их клиентам приходится срочно осуществлять затраты на поддержание текущих бизнес-процессов и ИТ-систем, их обновление и адаптацию к новым условиям. «Советы консультантов слишком быстро устаревают, поэтому нельзя тянуть с их реализацией. То, что было верно сегодня, уже завтра может потерять актуальность и не принести ожидаемого эффекта. Поэтому сейчас популярны проекты по оценке состояния ИТ-инфраструктуры компании и разработке стратегии ее развития», — поясняет директор департамента консалтинга компании «Энвижн Груп» Алексей Ефремов. Похожего мнения придерживается и директор по развитию бизнеса компании ФОРС Николай Зезюлинский: «Сегодня технологии развиваются настолько быстро, что разобраться в них могут только специалисты. В результате ни один серьезный проект не обходится без участия консультантов потому, что для его успешного завершения нужны квалификация, которой не всегда обладает заказчик, а также отраслевая экспертиза, опыт предыдущих проектов, знание стандартов и методик внедрения».

Вероятно, новым фактором для рынка станет изменение подходов к использованию ИТ-разработок в управлении. Волну спроса на сопровождающий их консалтинг в ближайшей перспективе создаст и потребность заказчика в услугах по разработке новых концепций, проектированию новых бизнес-процессов и информационных систем, а также их методологии.

Законники и мытари

В последнее время повышенный спрос отмечается и в сфере услуг в области налогового и юридического консалтинга — за прошедший год доходы ведущих консалтинговых групп в этом секторе выросли на 11%, а суммарный объем выручки достиг 10,5 млрд рублей.

Налоговый консалтинг. По данным участников рейтинга, их общий доход от услуг в области налогового консалтинга составил в прошлом году 5,99 млрд рублей (плюс 14% к прошлому году).

«Рост спроса на налоговый консалтинг обусловлен стремлением клиентов к более доскональному изучению налогового законодательства и практики его применения, а также желанием защитить себя в различных налоговых спорах», — объясняет Ян Гританс, генеральный директор АКГ «МЭФ-Аудит». Ситуацию подогревает и сложность законов, которая часто служит причиной обращения к консультанту. «Налоговое законодательство, как российское, так и зарубежное, — это очень сложная отрасль права, с определенными особенностями применения для различных отраслей», — добавляет Ян Гританс. Среди клиентов преобладают компании из высокодоходных отраслей экономики, связанных с внешнеэкономической деятельностью, строительством, нефтепереработкой, торговлей подакцизной продукцией и работой по соглашению о разделе продукции.

Юридический консалтинг. Похоже, сбывается наш прогноз, сделанный в прошлогоднем рейтинге, что в среднесрочной перспективе фирмы, оказывающие услуги юридического консалтинга, не останутся без работы. По итогам 2010 года прирост доходов консультантов в данном сегменте (без учета выручки в сегменте налогового консалтинга) составил 8%, а их объем достиг 4,5 млрд рублей.

Росту здесь способствовал спрос на юридическое сопровождение сделок, характерных для посткризисного времени: передел активов, слияния и поглощения и т. д. «В связи с изменением рыночной конъюнктуры мы видим падение спроса на помощь в проведении финансовой реструктуризации и повышение спроса на услуги, связанные со слияниями, поглощениями и сопровождением корпоративных сделок», — говорит Эндрю Крэнстон.  В то же время повышенное внимание клиента к юридической защищенности обеспечило положительную динамику компаниям, специалисты которых участвуют в судебных спорах и разбирательствах.

Помимо традиционных корпоративных и коммерческих направлений юридического консалтинга в 2010 году были востребованы и услуги в области таможенного и антимонопольного законодательства, сыгравшие немалую роль в наращивании оборотов консультантов. «Антимонопольная практика сейчас самая рентабельная — на один рубль затрат приходится два рубля выручки, в то время как у налоговой практики это соотношение составляет 1 к 1,5», — рассказывает управляющий партнер «Пепеляев Групп» Сергей Пепеляев.

Маркетинг и связи с общественностью. Положительной динамикой год завершился и для компаний, практикующих консалтинг в области маркетинга и связей с общественностью. Прирост суммарной выручки у 20 участников рейтинга с такой специализацией составил по итогам 2010 года порядка 9%, а их общий доход — 450 млн рублей.

Судя по всему, период сокращения расходов на маркетинг завершился. «Компании осознают открывшиеся возможности. Самые смелые из них размораживают бюджеты, все более активно возвращаясь к маркетинговой деятельности. Наши клиенты стремятся заложить фундамент для будущего развития раньше конкурентов. Например, мы реализовали крупные проекты, связанные с выходом на новые географические рынки, поиском новых стратегических возможностей развития, приобретения интересных, подешевевших в кризис активов, — рассказывает Владислав Цветков, генеральный директор фирмы “Маркетинговые и инвестиционные проекты”. — Мы видим рост спроса на маркетинг-стратегии и программы, подробно описывающие мероприятия по повышению эффективности бизнеса (прибыльности и капитализации), включая подробные планы выхода в новые перспективные ниши (продуктовые и географические) и детальное финансовое обоснование необходимых инвестиций».