Война в частности

Книги
Москва, 11.04.2011
«Эксперт» №14 (748)
«Женский чеченский дневник» — это цепочка остановившихся мгновений. Отнюдь не прекрасных, но неповторимых. Напоминание о том, что Бог сохраняет все

Чеченской войной порой иллюстрируют публицистические и философские тезисы разной степени ценности либо делают ее материалом для описания «войны вообще». Но «войны вообще» не бывает.

Книга Марины Ахмедовой — о «войне в частности». Это именно чеченская война, и именно те люди, которые на ней воевали, умирали, теряли близких. Чеченская Мадонна с обгоревшим младенцем на руках. Буденновская больница и долгий путь заложников в автоколонне Басаева под беспощадным степным солнцем в ожидании удара федеральных сил. Печка в доме в Ведено, где дрова разжигают взрывчаткой. Московское метро, поражающее своей обыденностью и своим равнодушием тех, кто приезжает с войны.

«Женский чеченский дневник» — это истории фоторепортера Натальи Медведевой. В книге есть ее фотографии из Чечни, жаль, правда, что их мало. Книга документальна, и Марина Ахмедова говорит об этом прямо: «События этой книги не являются вымышленными. Изменены некоторые имена, а некоторые герои перенесены в другие места. Но основные герои, их слова и поступки являются реальными, точными, и автор несет ответственность за все совпадения».

Наталья Медведева стала одним из добровольных заложников, согласившихся сопровождать Басаева из Буденновска в Чечню вместо людей, захваченных им в Буденновской больнице. В первую чеченскую кампанию она провела в воюющей республике едва ли не больше времени, чем в Москве. Медведева делала репортажи об обмене пленных солдат федеральных сил и участвовала в таком обмене. Взяла интервью у Дудаева за несколько недель до его смерти, в то время, когда президент Ичкерии скрывался и за ним охотилась вся государственная машина. Ее рассказы о чеченском опыте определенно стоят того, чтобы быть записанными и опубликованными. (К слову, в магазине одной федеральной книжной сети «Женский чеченский дневник» обнаружился на полке «История Отечества».) Но у Ахмедовой получилось нечто большее, чем простой нон-фикшн или собрание журналистских историй из командировок, потому что всю книгу собирает единый и цельный образ.

Если пытаться определить жанр, это такая развернутая до размеров повести подпись под фотографией. Фоторепортер — главная героиня, а фотография — связующая метафора книги, фотография как способность без слов говорить предельно конкретно о конкретных вещах, событиях и людях. «Остановись, мгновенье! Ты не столь прекрасно, сколько ты неповторимо», — сказал один поэт. «Женский чеченский дневник» написан со строгостью и точностью хорошего репортажа, в котором минимальное количество слов «от себя», а то, что видел и слышал, передано со всей возможной полнотой. Между войной и читателем нет смягчающей удар «авторской» ваты.

Наташа Медведева не осуждает и не рассуждает, только видит, переживает и фотографирует. Командиров чеченских боевиков в Буденновске и заложников в больнице. Случайно встреченных в лесу в Аргунском ущелье разведчиков федеральных сил, которых через день после съемки ждет гибель в неравном бою с боевиками Хаттаба. Освобожденных из плена солдат-срочников. Раненых с об

Новости партнеров

«Эксперт»
№14 (748) 11 апреля 2011
Уровень жизни
Содержание:
Жить стало лучше. Но не веселее

Как изменился уровень жизни россиян по сравнению с предреформенным? Если он вырос, то у всех, или часть населения живет беднее, чем в позднесоветской России?

Международный бизнес
На улице Правды
Реклама