Мнения специалистов

18 апреля 2011, 00:00

Как повлиял кризис 2008–2009 годов на систему риск-менеджмента в вашей компании? Что изменилось в принципах работы и параметрах оценки рисков?

Наталья Дмитренко, директор департамента оценки финансовых рисков ООО «РЕСО-Лизинг»:

— Принципиально подходы к оценке рисков не изменились, но экономический кризис и участившиеся случаи мошеннических действий повлияли на детальность и глубину анализа. Анализируется не только сам клиент (отраслевые, финансовые, управленческие риски, платежная дисциплина и так далее), но и его контрагенты, обеспечивающие основной поток выручки (отраслевая принадлежность, реальность обозначенных объемов заказов, добросовестность в обслуживании обязательств и прочее). При выборе поставщиков предпочтение отдается официальным дилерам. Больше времени стало уходить на проверку подлинности предоставляемых документов. Более активно стало применяться оформление дополнительного обеспечения по сделкам (поручительство, залоги, договоры обратного выкупа с поставщиками).

Сергей Богданов, заместитель генерального директора — управляющий директор компании Brunswick Rail:

— В первую очередь мы убедились в том, что система риск-менеджмента в Brunswick Rail отлично отвечает задачам, которые перед ней стоят, и обеспечивает необходимый запас прочности даже в условиях такого глубокого кризиса.

Главный принцип, который лежит в основе системы риск-менеджмента нашей компании, — это создание так называемого круга надежности, когда нашими контрагентами выступают только финансово устойчивые, предсказуемые компании с безупречной деловой репутацией и нацеленные на построение долгосрочных партнерских отношений.

Благодаря этому мы с нашими партнерами успешно решили все экономические проблемы, возникшие в ходе кризиса, не нарушив ни одного ковенанта, и пришли к выводу, что можем расширить «круг надежности». Теперь мы начинаем работать и с новыми клиентами, которые, по нашим наблюдениям, прекрасно проявили себя в сложный период кризиса.

Андрей Коноплев, генеральный директор ОАО «ВТБ-Лизинг»:

— В период кризиса наша компания закрыла все имеющиеся лимиты рисков на лизингополучателей и рассматривала каждую сделку индивидуально, используя многофакторный анализ.

Послекризисное развитие риск-менеджмента шло в направлении совершенствования методик кредитного анализа, больше внимания уделялось оценке ликвидности и стоимости объектов лизинга. В целом можно отметить более консервативный подход в данных направлениях. Существенной особенностью стало совершенствование риск-менеджмента в области внедрения лучшей банковской практики, как, например, внедрение методики расчета экономического капитала на покрытие кредитных рисков, расчеты вариантов ожидаемых и скрытых потерь лизингового портфеля, внедрение методик управления операционным риском и так далее.

В структуре риск-менеджмента компании выделено несколько новых подразделений, в том числе осуществляющие анализ на портфельном уровне и занимающиеся разработкой указанных новых методик, основанных на базе банковских практик и концепции консолидированного управления рисками, а также подразделение, специализирующееся на оценке имущественных рисков.

Существенное влияние на развитие риск-менеджмента ОАО «ВТБ-Лизинг» оказывают высокие стандарты анализа и управления рисками банковской группы ВТБ, в которую входит компания.

В целом основные принципы нашего послекризисного развития — активное наращивание лизингового портфеля при обеспечении его высокого кредитного качества и взвешенного подхода к рискам.

 

Изменилась ли, на ваш взгляд, система управления рисками в других компаниях? Если да, то насколько сильно?

Сергей Дианин, генеральный директор лизинговой компании ARVAL:

— Система управления рисками лизинговых компаний, работающих на российском рынке, конечно, претерпела определенные изменения под воздействием кризиса 2008–2009 годов. Если в лучшие времена лизингодатели более всего заботились о кредитных рисках клиентов и рисках невозврата предмета лизинга, то в кризисное время многие испытали на себе отсутствие некоторых компонентов в системе управления рисками, а многие и пострадали от этого. В частности, это несоответствие сроков привлеченного финансирования (годовые кредиты) и сроков договора лизинга (три-четыре года), несоответствие валюты финансирования (доллары США) валюте договора лизинга (рубли), ошибки в оценке рисков поставщиков (заплатили аванс за объект лизинга, поставщик исчез).

Одновременно стали более строгими подходы к оценке клиента — выросли авансы, появились поручительства и залоги, другие меры обеспечения. Однако сразу после улучшения ситуации в 2010–2011 годах некоторые лизинговые компании забыли все ошибки и стали наращивать портфель невзирая на риски. Хотя большинство компаний все-таки усвоили урок и стали совершенствовать и развивать системы управления рисками.

 

Какие требования к клиентам ваша компания смягчила после кризиса (в 2010 году) и насколько значимо?

Елена Адамова, финансовый директор ЗАО «Центр-капитал»:

— Начиная со второго полугодия 2010 года на рынке лизинговых услуг наблюдалась тенденция к смягчению условий предоставления лизинга, ужесточенных во время кризиса в 2008–2009 годах. В лизинге, как и в сфере банковского кредитования, в течение 2010 года процентные ставки планомерно снижались. Сильное влияние на условия финансирования лизинговых проектов оказывало присутствие на рынке государственных лизинговых компаний. Менее крупным компаниям, чтобы остаться «в рынке», пришлось снизить требования по размеру процентной ставки и авансу. Многие возобновили сотрудничество с клиентами, осуществляющими свою деятельность в отраслях экономики, где сильно влияние макроэкономических циклов, например в строительстве и машиностроении.

«Центр-капитал», будучи универсальной лизинговой компанией, следует разумному подходу в выборе клиентов и условий сотрудничества с ними, базируясь на тщательной оценке кредитных, имущественных, а также отраслевых и региональных рисков. Поэтому мы посчитали необходимой разработку комплексного и гибкого подхода, который, с одной стороны, защищает интересы лизинговой компании, а с другой — понятен клиенту и легко может быть откорректирован при изменении макроэкономической ситуации и основополагающих характеристик бизнеса лизингополучателя.

Владимир Добровольский, директор по развитию бизнеса Государственной лизинговой транспортной компании:

— ГТЛК появилась именно на волне кризиса. В 2008 году правительство решило создать специализированную лизинговую компанию «в целях реализации проектов лизинга автомобильной и дорожно-строительной техники, производимой на территории РФ». Выделяя средства в уставный капитал нашей компании, государство в первую очередь стремилось поддержать и стимулировать обновление дорожной отрасли даже в кризисный период. Именно поэтому в 2009 году был дан старт льготным программам лизинга с низким размером аванса и ставками удорожания.

Для нас вопрос рисков так же значим, как для коммерческих компаний. Мы анализируем будущие поступления денежных средств предприятия, понимаем, насколько реален контракт на строительство или эксплуатацию дорог, и не зацикливаемся на текущем финансовом состоянии клиента. Даже если сейчас предприятие находится не в лучшем положении, наличие контрактов на выполнение подрядных работ делает его потенциальным лизингополучателем. Наш приоритет — реализация государственных инициатив в транспортной отрасли, поэтому лизинговые программы, которые мы предлагаем, изначально ориентированы на этот сегмент и учитывают специфику работы в данной отрасли.

 

Является ли, на ваш взгляд, аванс и регулирование его размера достаточным инструментом для управления рисками лизинговой компании или необходимы и другие инструменты? Если да, то какие?

Галина Майер, управляющий директор ООО «Райффайзен-Лизинг»:

— Размер аванса — один из эффективных способов снижения рисков. Но отнюдь не достаточный для того, чтобы закрыть все риски.

Регулирование размера аванса в целях снижения рисков инвестора эффективно применять в первую очередь при лизинге ликвидного имущества (автомобили, строительная техника, железнодорожные вагоны и прочее). При лизинге высоколиквидного имущества лизинговая компания может перенести значительную часть своих рисков с клиента на предмет лизинга. Таким образом, в случае неисполнения лизингополучателем своих обязательств, предмет лизинга может быть изъят и оперативно реализован. А увеличение аванса существенно повышает вероятность безубыточной реализации изъятого имущества.

Если же имущество малоликвидное или неликвидное, увеличение аванса значительного эффекта не принесет. Ведь реализация этого имущества весьма затруднительна. В этом случае лизинговая компания должна просчитывать свои риски, ориентируясь в первую очередь на прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности лизингополучателя. В данной ситуации лизинговая компания будет использовать множество других инструментов, направленных на снижение ее рисков (поручительства, дополнительные залоги, страхование и прочее).