Доступное «био»

Тема недели
Москва, 25.04.2011
«Эксперт» №16 (750)

Фото: Диана Жегло

В январе этого года немецкую пищевую промышленность потряс так называемый диоксиновый скандал: одна из крупных компаний — производителей корма для птиц по ошибке использовала для приготовления более 150 тыс. тонн птичьих кормов ядовитые жиры, предназначавшиеся для производства биодизеля. Яды попали в птицу, а оттуда на прилавки магазинов. И хотя власти сделали все, чтобы быстро пресечь дальнейшее расползание по стране зараженных мяса и яиц, закрыв более 4000 ферм и конфисковав тысячи тонн продуктов, реакция потребителя была мгновенной и сокрушительной.

В один миг с полок магазинов были сметены яйца с маркировкой «био» (кур, от которых получают эти яйца, не кормят кормами с наполнителями, в которые мог попасть диоксин), обычные же яйца оставались лежать на прилавках, не находя покупателей. Резкий спад спроса на блюда из яиц и курицы испытали на себе закусочные и рестораны. Диоксиновый скандал стал прекрасной иллюстрацией того, что именно биопродукты немцы считают безопасной альтернативой «обычному» питанию.

Растущий биорынок

«Объем продаж биопродуктов в Германии составляет около 6 миллиардов евро в год. Это самый большой европейский рынок биопродуктов. Следом за Германией идут Франция — 3 миллиарда евро, Великобритания — 2 миллиарда и Италия — 1,5 миллиарда. Разумеется, далеко не все продаваемые продукты произведены в этих странах и наоборот, не все произведенные внутри страны товары продаются в этой стране. Каждый скандал с обычными продуктами приводит к росту спроса на биопродукты. Обычно пик спроса держится около трех месяцев, после чего тема уходит из СМИ, покупатели решают, что меры уже приняты, и возвращаются к обычным продуктам. Однако часть клиентов остается в биосекторе», — пояснил «Эксперту» один из ведущих немецких специалистов в экономике биоферм профессор Кассельского университета Ульрих Хамм.

Сегодня, по подсчетам ученых этого университета, объем продаж биопродуктов составляет около 3,5% рынка продовольствия страны, и этот сектор продолжает расти темпами, опережающими темпы роста рынка. До начала мирового экономического кризиса в 2008 году ежегодный прирост сектора составлял до 10% в год, затем темпы снизились, но даже сейчас участники рынка исходят из прогнозов роста на 5% в год. Главная причина постоянного роста — снижение цен и превращение биопродуктов в товар, доступный все более широким слоям населения, считает Юрген Штелльпфлуг, главный редактор журнала Öko-Test — одного из самых уважаемых изданий, посвященных анализу качества потребительских товаров.

«Сегодня уже невозможно назначать сумасшедшие цены по своему желанию. Конечно, в маленьких биомагазинчиках цены выше. Но это связано с проблемами логистики. Такие магазины работают с небольшими объемами товаров, и это сказывается на цене. При этом, например, в дискаунтерах, работающих с гигантскими объемами продукции и обладающих развитой логистической сетью, цены довольно низкие. Кстати, многие опасались, что, когда дискаунтеры придут на рынок биопродуктов, они задавят своими зак

Новости партнеров

«Эксперт»
№16 (750) 25 апреля 2011
Продовольственная безопасность
Содержание:
Бич индийских фермеров

В мире производится в два раза больше продовольствия, чем нужно, но только 60% доходит до конечного потребителя. Это означает, что основной аргумент в пользу индустриального пути развития отрасли — обеспечение глобальной продовольственной безопасности, то есть искоренение голода и недоедания на планете, — не столь основателен, как кажется его сторонникам.

Международный бизнес
Общество
Русский бизнес
Индикаторы
На улице Правды
Реклама