Фейсом о стену

Марк Завадский
25 апреля 2011, 00:00

Китайский аналог Facebook — Renren — объявил о проведении IPO в США, а вот Facebook по политическим причинам никак не может открыть для себя китайский рынок

Иллюстрация: picvario.com/Russian Look

В следующую среду, 4 мая, на Нью-Йоркской фондовой бирже начнутся торги акциями компании Renren, которую считают главным китайским клоном Facebook. Ее основатели, как когда-то Цукерберг и Ко, опирались на социальные связи внутри элитных студенческих городков, в китайском варианте — Пекинского университета и Цинхуа. До 2009 года Renren даже назывался Xiaonei, буквально — «внутри школы».

В 2006 году Xiaonei была продана за 3 млн долларов компании Oak Pacific International, которая поменяла название на Renren («люди») и вслед за Facebook решила ориентироваться на более широкую аудиторию. Сегодня Renren оценивается уже примерно в 4 млрд долларов США (в сто раз больше, чем пять лет назад, но ориентировочно в 25 раз дешевле Facebook). Сомнений в том, что IPO пройдет на ура, практически нет — группа институциональных инвесторов, в том числе Alibaba и Сitic Securities, уже подписалась купить акций на 100 млн долларов по цене размещения, какой бы она ни была.

Повышенный интерес к IPO Renren вполне понятен — на рынке купить кусочек «настоящего» Facebook или Twitter пока невозможно, поэтому инвесторам приходится выбирать между их региональными эквивалентами. Кроме того, в Китае Facebook вот уже три года блокирован и поэтому значительно (в десятки и даже сотни раз) уступает в популярности своим местным конкурентам.

В начале марта в китайском интернете появились слухи о возможном партнерстве между Facebook и крупнейшей поисковой системой в КНР Baidu, упоминалось даже название будущей социальной сети — Baibook. Затем обе компании официально опровергли эту информацию, но интерес крупнейшей социальной сети к Китаю очевиден — осенью прошлого года Марк Цукерберг во время частной поездки в КНР встретился с главами крупнейших китайских интернет-предприятий. В марте этого года компания открыла офис в Гонконге, который, правда, официально должен заниматься только гонконгскими и тайваньскими пользователями. Facebook действительно стоит поторопиться — если не попасть в Китай в самое ближайшее время, догнать конкурентов здесь будет очень сложно, если вообще возможно.

Каждому по сети

Относительно невысокая (по сравнению с Facebook) оценка Renren объясняется не только значительно меньшим числом пользователей (100–130 млн против 600 млн у Facebook), но и тем, что позиции Renren в Китае не так устойчивы. В КНР друг с другом конкурирует сразу несколько социальных сетей (см. таблицу 1), каждая из которых обращается к своему пользовательскому сегменту.

В Renren сидят студенты и молодые профессионалы, в Kaixin001 аудитория чуть постарше и в основном из крупных городов, Douban предпочитает продвинутая молодежь, интересующаяся литературой и кино, в Qzone зависают подростки из провинциальных городов и поселков...

При этом объективной статистики ни по одной из сетей нет, все данные либо поступают от самих компаний, либо являются не более чем «оценкой независимых экспертов», которые довольно часто ошибаются. Так, в документах, поданных для проведения IPO, Renren указала, что в марте на ее сайте было 36 млн активных пользователей — это в 2,5 раза меньше оценок экспертов.

Начиная с 2010 года серьезную конкуренцию социальным сетям в Китае составляет и микроблогинг Weibo. Число пользователей различных сайтов, предоставляющих такие услуги, растет на миллионы ежемесячно, причем Weibo себе уже завели многие звезды кино и шоубизнеса. Китайцы вообще более активно, чем жители других стран, участвуют в создании пользовательского контента. По данным Ogylvy, каждый третий блогер мира живет в КНР. 40% пользователей интернета в Китае размещают информацию в сети с помощью социальных технологий (для сравнения: в Австралии таких 25%, в США — 21%). Особенно активна в социальных сетях китайская молодежь. По данным исследования MTV Music Matters, только в КНР из всех стран Азии у молодого человека в среднем больше друзей в онлайне, чем в офлайне.

Изгнание

В штаб-квартире Facebook в Паоло-Алто обладают всей этой информацией и наверняка кусают локти: китайский интернет-пирог очень близок, но недоступен. Власти заблокировали Facebook в Китае в 2008 году. Официальных комментариев по этому поводу не последовало, но неофициально в Пекине были недовольны активностью уйгурских и тибетских интернет-активистов перед Олимпиадой в Пекине и нежеланием руководства Facebook блокировать подобные аккаунты.

С тех пор Facebook доступен в Китае лишь с использованием прокси-серверов, анонимайзеров и других специальных технологий, которые здесь называют «стенобитными» («фанцян», буквально — «через стену»). Потому сегодня, по данным Socialbakers.com, в Китае у Facebook меньше пользователей, чем в Тринидаде и Тобаго и Непале.

Официально в компании говорят, что не видят в этом ничего страшного. «Сегодня фейсбук доступен на нескольких диалектах китайского, и мы всегда хотели бы, чтобы он был доступен всем», — заявил «Эксперту» вице-президент компании по развивающимся рынкам Блэйк Чандли. Чандли также приводит в пример Индию и Бразилию, где Facebook за год значительно улучшил свои позиции по отношению к некогда доминировавшей там социальной сети Okrut. «У нас были раньше провалы в других странах, но мы смогли их преодолеть, так что серьезной проблемы в этом нет», — заключает он.

Однако если в других странах компания сталкивается лишь с рыночными барьерами, то в Китае на ее пути стоит административная преграда. Facebook оказался перед «дилеммой Google»: единственная возможность стать серьезным игроком в КНР — это перенести часть своих серверов на территорию страны и начать играть по китайским правилам. Это прежде всего означает цензурирование контента. По словам собеседника «Эксперта» в Renren, у компании есть специальный центр в городе Ухань, который проверяет информацию о пользователях и занимается постмодерированием контента. В Renren следят за соответствием между аккаунтом и реальным человеком намного жестче, чем в Facebook. «Как-то раз я поставил вместо своей фотографии фото своей кошки, и уже на следующий день мне пришло письмо с просьбой заменить фото на человеческое. В противном случае мне грозила блокировка», — прокомментировал «Эксперту» собеседник в Renren.

На сервисе микроблогов Sina Weibo фильтрацией контента занимаются 300 человек, которые вручную просматривают статусы, показавшиеся подозрительными цензурному роботу. В день подобных сообщений может быть до 50 тыс., в зависимости от ситуации в Китае и в мире. Очевидно, что пойти на такое в Facebook не смогут — в этом случае от него могут отвернуться пользователи в США и Европе, которые для компании куда важнее. В Штатах у социальной сети 150 млн пользователей, то есть услугами компании пользуется каждый второй американец. Более приемлемый вариант — отдельный проект с одним из лидеров китайского интернет-рынка наподобие уже опровергнутого Baibook, однако не очень понятно, чем он будет привлекать пользователей — клонов Facebook в Китае и так более чем достаточно.

Война миров

Назови мне твою социальную сеть, и я скажу тебе, кто ты. «После землетрясения в Японии китайский интернет разделился на две части, в Renren и Weibo было много злорадных постингов, в Twitter китайские пользователи выражали сочувствие и соболезнования», — вспоминает известный китайский блогер Исаак Мао. Twitter также заблокирован в Китае, хотя дела у него идут чуть более успешнее Facebook (возможно, это связано с тем, что блокировка произошла почти на год позже), — здесь у него больше пользователей, и ведут они себя более активно. Для сравнения: на самом популярном сервисе микроблогов Sina Weibo уже более 100 млн участников.

Видимо, единственной среднесрочной стратегией для Facebook и Twitter в Китае будет ориентация на «международных китайцев», стремящихся больше узнать о внешнем мире и стать его частью. При всем огромном росте собственно китайских социальных сетей весь он происходит за счет внутренних ресурсов — и у Renren, и у Sina Weibo пока очень мало пользователей за пределами КНР. В этой ситуации главным преимуществом Facebook становится его глобальность.

В США только в 2010 году училось более 130 тыс. студентов из Китая, многие из которых, скорее всего, обзавелись собственной страничкой в Facebook и, возможно, захотят сохранить американские контакты и после возвращения в КНР. То есть речь идет об ориентированных на Запад молодых профессионалах, достаточно подкованных технически, чтобы обойти китайский фаерволл. Это, правда, будет означать, что заработать в Китае компании не удастся еще очень долго — китайские социальные сети, в особенности Renren и Sina Weibo, уже очень успешно работают с крупными китайскими и международными брендами. По даннымTNS Digital Life Report за 2010 год, Китай находится на первом месте в мире по числу пользователей, черпающих в социальных сетях информацию о фирмах и продуктах, которые они потребляют. 55% всех пользователей интернета в Китае хотя бы раз участвовали в обсуждении продукции одной из компаний.

Пока все это идет мимо Facebook, и шансов на изменение ситуации в среднесрочной перспективе нет. По словам собеседника «Эксперта» в гонконгском офисе крупного мирового рекламного агентства, Китай — это единственная страна, в которой работа в социальных сетях идет без Facebook.

Когда Facebook только выходил на китайский рынок, ему придумали очень удачное китайское имя «Фэйшибукэ», что можно перевести как «нельзя не попробовать». Однако когда у компании в Китае начались проблемы, пользователи предложили другой вариант — «Фэйсыбукэ». Буквальный перевод этой фразы — «нельзя не умереть» или «обречен на смерть». Хотя правильнее было бы назвать это прозябанием.

Гонконг