Фейсом о стену

Общество
Москва, 25.04.2011
«Эксперт» №16 (750)
Китайский аналог Facebook — Renren — объявил о проведении IPO в США, а вот Facebook по политическим причинам никак не может открыть для себя китайский рынок

Иллюстрация: picvario.com/Russian Look

В следующую среду, 4 мая, на Нью-Йоркской фондовой бирже начнутся торги акциями компании Renren, которую считают главным китайским клоном Facebook. Ее основатели, как когда-то Цукерберг и Ко, опирались на социальные связи внутри элитных студенческих городков, в китайском варианте — Пекинского университета и Цинхуа. До 2009 года Renren даже назывался Xiaonei, буквально — «внутри школы».

В 2006 году Xiaonei была продана за 3 млн долларов компании Oak Pacific International, которая поменяла название на Renren («люди») и вслед за Facebook решила ориентироваться на более широкую аудиторию. Сегодня Renren оценивается уже примерно в 4 млрд долларов США (в сто раз больше, чем пять лет назад, но ориентировочно в 25 раз дешевле Facebook). Сомнений в том, что IPO пройдет на ура, практически нет — группа институциональных инвесторов, в том числе Alibaba и Сitic Securities, уже подписалась купить акций на 100 млн долларов по цене размещения, какой бы она ни была.

Повышенный интерес к IPO Renren вполне понятен — на рынке купить кусочек «настоящего» Facebook или Twitter пока невозможно, поэтому инвесторам приходится выбирать между их региональными эквивалентами. Кроме того, в Китае Facebook вот уже три года блокирован и поэтому значительно (в десятки и даже сотни раз) уступает в популярности своим местным конкурентам.

В начале марта в китайском интернете появились слухи о возможном партнерстве между Facebook и крупнейшей поисковой системой в КНР Baidu, упоминалось даже название будущей социальной сети — Baibook. Затем обе компании официально опровергли эту информацию, но интерес крупнейшей социальной сети к Китаю очевиден — осенью прошлого года Марк Цукерберг во время частной поездки в КНР встретился с главами крупнейших китайских интернет-предприятий. В марте этого года компания открыла офис в Гонконге, который, правда, официально должен заниматься только гонконгскими и тайваньскими пользователями. Facebook действительно стоит поторопиться — если не попасть в Китай в самое ближайшее время, догнать конкурентов здесь будет очень сложно, если вообще возможно.

Каждому по сети

Относительно невысокая (по сравнению с Facebook) оценка Renren объясняется не только значительно меньшим числом пользователей (100–130 млн против 600 млн у Facebook), но и тем, что позиции Renren в Китае не так устойчивы. В КНР друг с другом конкурирует сразу несколько социальных сетей (см. таблицу 1), каждая из которых обращается к своему пользовательскому сегменту.

В Renren сидят студенты и молодые профессионалы, в Kaixin001 аудитория чуть постарше и в основном из крупных городов, Douban предпочитает продвинутая молодежь, интересующаяся литературой и кино, в Qzone зависают подростки из провинциальных городов и поселков...

При этом объективной статистики ни по одной из сетей нет, все данные либо поступают от самих компаний, либо являются не более чем «оценкой независимых экспертов», которые довольно часто ошибаются. Так, в документах, поданных для проведения IPO, Renren указала, что в марте

У партнеров

    «Эксперт»
    №16 (750) 25 апреля 2011
    Продовольственная безопасность
    Содержание:
    Бич индийских фермеров

    В мире производится в два раза больше продовольствия, чем нужно, но только 60% доходит до конечного потребителя. Это означает, что основной аргумент в пользу индустриального пути развития отрасли — обеспечение глобальной продовольственной безопасности, то есть искоренение голода и недоедания на планете, — не столь основателен, как кажется его сторонникам.

    Международный бизнес
    Общество
    Русский бизнес
    Индикаторы
    На улице Правды
    Реклама