Китай не съест

Тема недели
Москва, 25.04.2011
«Эксперт» №16 (750)
«Сможет ли Китай прокормить себя?» — первые статьи под такими заголовками появились на Западе в начале 1990-х, и с тех пор эта тема поднимается в западных СМИ всякий раз, когда КНР увеличивает объемы импорта продовольствия, пусть даже незначительно. «Как рост китайского импорта может вызвать голод по всему миру», «Смогут ли США прокормить Китай?» — вот примеры заголовков статей, вышедших в разных изданиях в марте этого года.

На протяжении десятилетий основой сельскохозяйственной политики КНР было достижение и сохранение «продовольственной независимости» по самым важным позициям — рису, пшенице, мясу, соевым бобам. Эта политика основывалась как на стремлении не зависеть от других стран в вопросах жизнеобеспечения, так и на реалистичных оценках способности мирового рынка удовлетворить китайский спрос. «Общий объем мировой торговли рисом составляет лишь 15 процентов от объема производства риса в Китае, так что нам его в любом случае не хватит, если мы решим закупать рис за границей», — заявил в интервью Phoenix TV министр сельского хозяйства КНР Хань Чанфу.

От того, насколько успешно Китай сможет самостоятельно обеспечивать себя продуктами питания, зависят цены на продовольствие по всему миру и в конечном счете выживание сотен миллионов жителей беднейших стран, для которых даже незначительное удорожание риса или зерна часто означает голод или смерть. В 2007 году после резкого повышения цен на продукты питания в нескольких африканских и азиатских странах прошли народные волнения на почве голода. За последующие два года госдепартамент США насчитал уже более 60 таких выступлений.

Отступление от правил

В последние годы в КНР пошли на ослабление политики самообеспечения для большей диверсификации сельского хозяйства, допуская ограниченные закупки зерновых на внешних рынках. Так, в марте этого года Продовольственная и сельскохозяйственная ассоциация ООН (FAO) повысила прогноз закупок Китаем кукурузы на 1 млн тонн, что немедленно вызвало рост цен на эту культуру по всему миру. В целом же в 2010 году Китай закупил 60 млн тонн зерновых (двумя годами ранее — 41 млн тонн). Более того, что касается одной из некогда «священных» культур — соевых бобов, — то еще десять лет назад было решено сделать ставку на импортные поставки (см. «Великая бобовая революция»). В результате 95% всего импорта зерновых в 2010 году пришлось именно на соевые бобы.

На первый взгляд у страхов перед растущими китайскими аппетитами есть основания — в КНР существуют объективные пределы увеличения производства зерновых и риса. Здесь продолжается сокращение сельскохозяйственных земель на фоне пусть медленного, но все же устойчивого роста населения, а существенное повышение урожайности за счет удобрений уже невозможно. Но в серьезном повышении урожаев основных культур необходимости нет, их потребление в пересчете на душу населения здесь снижается каждый год. В ближайшие десять лет китайскому сельскому хозяйству предстоит перестройка под изменившиеся предпочтения населения, и ее вполне возможно провести без стрессовой нагрузки на мировые рынки. Но для этого китайским властям необходимо обеспечить приоритетное развитие деревенской экономики и справиться с целым рядом структурных проблем, из которых иные потребуют многомиллиардных инвестиций и долгих лет упорной работы.

Объект внимания

В Китае сельское хозяйство и в целом деревенская экономика остается приоритетом социально-экономической политики. Именно им здесь тр

У партнеров

    «Эксперт»
    №16 (750) 25 апреля 2011
    Продовольственная безопасность
    Содержание:
    Бич индийских фермеров

    В мире производится в два раза больше продовольствия, чем нужно, но только 60% доходит до конечного потребителя. Это означает, что основной аргумент в пользу индустриального пути развития отрасли — обеспечение глобальной продовольственной безопасности, то есть искоренение голода и недоедания на планете, — не столь основателен, как кажется его сторонникам.

    Международный бизнес
    Общество
    Русский бизнес
    Индикаторы
    На улице Правды
    Реклама