Органическая недостаточность

Тема недели
Москва, 25.04.2011
«Эксперт» №16 (750)
Образ жизни в стиле «био» для российских потребителей, в отличие от западных, философия новая. Россия занимает в мировом органическом сельском хозяйстве, объем производства которого достиг почти 40 млрд евро, ничтожную долю, оценить в деньгах ее никто не берется. Земли на него отведено, по данным на 2009 год, всего 78 тыс. га, или 0,04% угодий. Впрочем, цифра эта с 2007 года увеличилась более чем вдвое.

Фото: Дмитрий Лыков

Шаг вперед

Формирование сектора биопродукции можно считать одним из признаков финансового благополучия населения. Он начинается тогда, когда в структуре спроса происходят качественные изменения — потребители все чаще отдают предпочтение не дешевым продуктам, а полезным. Такие рынки, как правило, поначалу развиваются за счет состоятельных людей, но в дальнейшем основную часть покупателей составляют представители среднего класса.

На полки наших магазинов органическая продукция пришла благодаря иностранным производителям. С лихвой обеспечив потребности внутренних рынков, в поисках новых покупателей они добрались и до России, где ниша оказалась почти пустой.

В 2003 году в продаже появились первые органические крупы, чай и кофе, шоколад, соки. В 2004-м в Москве открылся органик-магазин «Рыжая тыква». Управляющая компания «Эко-маркет» планировала со временем создать целую сеть. Однако проект, стоивший инвесторам более 2 млн долларов, просуществовав полтора года, закрылся. Эксперты сделали вывод: органический ритейл пока не нужен России. Но с ними согласились не все. Одним из несогласных оказался президент ФК «Уралсиб» Николай Цветков. В 2006 году он учредил корпорацию «Органик» и открыл магазин Grunwald на Рублевке — в непосредственной близости от потенциальных потребителей. Одновременно открылся проект Bio Gourmet на Остоженке — тоже в расчете на близость к покупателям.

С тех пор других желающих строить биорозницу больше не нашлось. И это, в общем, понятно: спрос остается незначительным, расти ему мешают высокие цены и потребительские стереотипы. Выручка органических супермаркетов не превышает 300 тыс. рублей с квадратного метра. Это мало. Скажем, в «Азбуке вкуса», где цены тоже не самые низкие, «квадрат» приносит, по разным оценкам, от 600 до 800 тыс. рублей. Не случайно из двух биорозничных проектов на рынке удержался лишь Grunwald, переименованный позднее в «Био-Маркет» («Био-Маркет» открыл недавно второй магазин — на Лесной улице).

Морковкин паспорт

По данным IFOA, объем российского рынка органических продуктов 60–80 млн долларов. «Цифра скорее ближе к 80 миллионам, — считает управляющий партнер исследовательской компании VM Consult Вячеслав Макович. — Но это все равно очень скромный объем, не больше 0,1 процента от всех продуктов питания. Однако рынок растет. В основном за счет ввозимых товаров. Наш главный поставщик Германия, ежегодно она увеличивает экспорт органики в Россию примерно на 80 процентов».

Преобладанием импорта на рынке органических продуктов объясняются высокие цены на них. «На Западе органические товары максимум на 30 процентов дороже обычных, а на российском рынке примерно в полтора раза, — говорит гендиректор корпорации “Органик” Константин Васильчишин. — Объясняется эта разница просто: почти вся сертифицированная органика завозится в Россию из Европы, а значит, цену определяют в том числе транспортные и таможенные расходы, расходы на дополнительную сертификацию».

Массивный импорт рынку необходим как воздух — своей органической

Новости партнеров

«Эксперт»
№16 (750) 25 апреля 2011
Продовольственная безопасность
Содержание:
Бич индийских фермеров

В мире производится в два раза больше продовольствия, чем нужно, но только 60% доходит до конечного потребителя. Это означает, что основной аргумент в пользу индустриального пути развития отрасли — обеспечение глобальной продовольственной безопасности, то есть искоренение голода и недоедания на планете, — не столь основателен, как кажется его сторонникам.

Международный бизнес
Общество
Русский бизнес
Индикаторы
На улице Правды
Реклама