Сокращайте долг активнее

Александр Кокшаров
25 апреля 2011, 00:00

Изменение прогноза для кредитного рейтинга США может подтолкнуть Вашингтон к более четким действиям по сокращению бюджетного дефицита

Иллюстрация: Эксперт Online

Рейтинговое агентство Standard & Poor’s 18 апреля подтвердило долгосрочный и краткосрочный рейтинги США на уровне ААА. Но прогноз долгосрочного рейтинга был изменен со «стабильного» на «отрицательный». Это означает, что в ближайшие несколько лет рейтинг американского суверенного долга может понизиться. Причина понижения прогноза в том, что с начала экономического кризиса прошло более трех лет, но американское правительство все еще не имеет ни четкого, поддержанного обеими партиями плана решения бюджетных проблем, ни общей стратегии бюджетной консолидации на долгосрочную перспективу.

Ситуацию в США не назовешь необычной — в последние годы многие из развитых стран прошли через резкий рост долга, который использовали для поддержания на плаву банковской системы и стимулирования экономики. США по госдолгу находятся примерно на одном уровне с Францией или Британией, тоже имеющих рейтинг ААА. Но эти страны, отмечает в отчете S&P, «более активно действуют» в направлении снижения долга. Так, в прошлом году агентство непродолжительно давало отрицательный прогноз для рейтинга Британии, но затем вновь вернуло его после того, как новое коалиционное правительство приняло программу сокращения госрасходов.

Хотя США и оказались более медлительными по сравнению с европейскими странами, решение S&P многих удивило. Ведь сегодня шансы на то, что в Вашингтоне начнут работу по сокращению долга, выросли. Так, президент Барак Обама за неделю до объявления рейтингов выступил со своей инициативой сокращения госрасходов. А всего за три дня до заявления агентства палата представителей конгресса, которую сейчас контролируют республиканцы, приняла свой бюджетный план, направленный на сокращение дефицита. И хотя эти инициативы во многом противоречат друг другу, они все же демонстрируют консенсус в Вашингтоне по поводу необходимости активных действий.

Долговой пузырь

«Мы видим серьезный риск в том, что американские политики могут не достичь соглашения по бюджетной консолидации в средне- и долгосрочной перспективе к 2013 году. Если такое соглашение не будет достигнуто и к тому времени не будут предприняты конкретные шаги, это, по нашему мнению, сделает бюджетные позиции США значительно слабее по сравнению с другими странами с рейтингом ААА», — прокомментировала решение S&P старший аналитик агентства Никола Суонн. Вероятность понижения американского кредитного рейтинга агентство оценило один к трем.

«По сути, это означает постановку знака вопроса над тем, что являлось бесспорной аксиомой финансовых рынков. Вероятность, пусть и небольшая, понижения рейтинга представляет собой более высокий уровень риска для рынка американских гособлигаций, чем когда-либо в истории», — поделился с «Экспертом» Пол Дейлс, старший экономист исследовательского центра Capital Economics.

Действительно, финансовые рынки исходят из того, что суверенный долг США, самой крупной и высокодиверсифицированной экономики в мире, «свободен от риска». S&P ввело кредитный рейтинг для американских гособлигаций в 1941 году, и на протяжении всех 70 лет, включая войны, у США сохранялся самый высокий рейтинг — ААА. С момента появления системы прогнозов в кредитных рейтингах в 1991 году агентство никогда не давало Соединенным Штатам отрицательный прогноз (Moody’s делало это однажды, в 1996 году). Впрочем, сам прогноз еще далеко не гарантирует будущее снижение рейтинга. Так, по опыту других стран снижение происходит в течение двух лет лишь для трети рейтингов, которым дан отрицательный прогноз.

«Прогноз показывает общее представление о понижении платежеспособности США после десятилетия сокращения налогов и резкого роста госрасходов во время администрации Джорджа Буша, а также связан с масштабными мерами по стимулированию экономики в разгар рецессии, уже при администрации Барака Обамы. То, что США вошли в рецессию с уже серьезной долговой проблемой, привело к тому, что сегодня в стране отмечается столь высокий дефицит, который в 2009 году достиг 11 процентов», — рассказал «Эксперту» старший экономист исследовательского института Economist Intelligence Unit Роберт Уорд.

И до начала кризиса американский бюджет был дефицитным. При Буше-младшем дыра в бюджете колебалась на уровне 450–500 млрд долларов, что уже тогда многим казалось неприемлемым. Чтобы преодолеть рецессию, Обама пошел на резкое увеличение госрасходов: «План Обамы» включал выделение дополнительных 800 млрд долларов на два года. Причем изначально предполагалось, что уже со второго года госрасходы будут сокращаться, а бюджетный дефицит начнет возвращаться к докризисным уровням. По факту получилось иначе: уже третий год подряд почти половина госрасходов финансируется за счет наращивания госдолга.

Это чуть не привело к параличу государственной власти в США. Бюджета на текущий финансовый год, который начался еще в октябре 2010-го, в Вашингтоне до сих пор нет. Поэтому администрация Обамы действует на основе семи временных резолюций о сохранении финансирования на уровне 2010 года.

Срок действия шестой резолюции истек в начале апреля, и работа федеральных госорганов чуть было не остановилась из-за неспособности республиканцев и демократов договориться по бюджетным вопросам. Очередную временную резолюцию удалось принять всего за час до истечения срока предыдущей. Она предусматривает сокращение расходов госбюджета до конца текущего финансового года на 38 млрд долларов. Причем согласие конгресса было получено лишь после того, как Белый дом предупредил, что приостановка правительства скажется на семьях 800 тыс. госслужащих, которые перестанут ходить на работу и получать зарплату. А также на миллионах американцев, которые лишатся услуг, предоставляемых госучреждениями.

В тупике

Американский минфин раскритиковал решение агентства S&P. Министр финансов Тимоти Гайтнер заявил, что крупнейшая в мире экономика сможет сохранить свой нынешний рейтинг. По его мнению, странным оказался выбор времени для отрицательного прогноза. Ведь он был опубликован непосредственно после того, как и президент-демократ Барак Обама, и конгрессмен-республиканец Пол Райан предъявили программы по долгосрочному снижению госдолга.

Так, выступая 13 апреля в университете Джорджа Вашингтона, Обама поставил перед страной задачу сократить бюджетный дефицит на 4 трлн долларов максимум за 12 лет. «Серьезный план не требует от нас обеспечения сбалансированного бюджета за один день. Экономисты считают, что, поскольку наша экономика только начинает расти, нам нужен пошаговый подход. И он требует тяжелых решений и поддержки лидеров обеих партий», — заявил президент. Согласно его плану дефицит бюджета необходимо снизить с нынешнего уровня в 11% ВВП до 2,5% в 2015 году. А к концу десятилетия — до 2%. Сокращение дефицита, считает Обама, должно идти в рамках общего сокращения расходов, о чем он говорит с момента прихода к власти в 2009 году.

В своей речи Обама раскритиковал и план республиканцев, где предлагается уменьшить бюджетный дефицит на 6,2 трлн долларов в течение десяти лет, отметив, что их предложение в первую очередь ударит по кошелькам бедных и пожилых американцев. Республиканцы же недовольны инициативой Обамы, поскольку она предусматривает повышение налогов для граждан с высокими доходами (налоги для них были снижены при Буше). Президент заявил, что не намерен продлевать действие закона, замораживающего повышение налогов для богатых.

Бюджетный план Обамы предусматривает сокращение расходов на оборону, здравоохранение и проведение налоговой реформы. Республиканцы предлагают сосредоточиться прежде всего на социальных расходах. Пока обе партии зашли в процессуальный тупик в реализации своих инициатив. Хотя бюджетный план Пола Райана получил поддержку в нижней палате конгресса (ни один демократ не проголосовал «за»), маловероятно, что он получит одобрение в верхней палате, поскольку сенат контролируют демократы.

Объем заимствований минфином уже к середине мая может дойти до законодательно установленного предела в 14,3 трлн долларов, что потенциально грозит спровоцировать дефолт по американским долгам. Поэтому Белый дом заинтересован в поиске политических компромиссов в конгрессе, чтобы там был пересмотрен установленный предел заимствований. Пока республиканцы собираются увязать пересмотр лимита с принятием именно их плана сокращения госрасходов. «По всей видимости, в ближайшие недели в Вашингтоне будет вестись активная работа по поиску компромисса между бюджетными планами обеих партий. И опыт показывает, что в условиях жестких внешних дедлайнов, как это было в разгар финансового кризиса в 2008 году, партии способны достичь компромисса по финансовым вопросам», — полагает Роберт Уорд из EIU.

Доллар под угрозой

Опасения по поводу платежеспособности США могут поставить под вопрос роль доллара в качестве мировой резервной валюты. Ведь бюджетные трудности страны происходят на фоне бурного роста Китая и других развивающихся рынков, у которых перспективы выше, финансовых проблем значительно меньше.

После заявления S&P два крупнейших держателя американских гособлигаций дали разную оценку влияния нового прогноза на роль доллара как резервной валюты. Так, минфин Японии отметил, что не опасается по поводу снижения платежеспособности США. МИД Китая же призвал Вашингтон защитить инвесторов в американские казначейские бумаги. «Мы надеемся, что правительство США примет ответственные меры для того, чтобы обеспечить инвесторов», — говорится в китайском коммюнике.

За первый квартал 2011 года валютные резервы Китая выросли на 197 млрд долларов и достигли 3,05 трлн. Они крупнейшие в мире, и хотя их точный состав составляет государственную тайну, около двух третей, по мнению аналитиков, приходится на долларовые активы. По данным минфина США, на конец февраля у Китая было американских гособлигаций на сумму 1,15 трлн долларов, что делает Пекин крупнейшим иностранным держателем (на втором месте Токио — 890,3 млрд долларов гособлигаций США). Больше, чем у Китая, американских гособлигаций имеется лишь на балансе ФРС (1,37 трлн долларов).

Высокопоставленные китайские чиновники неоднократно заявляли, что Китай должен сократить свои валютные резервы и диверсифицировать их, чтобы уменьшить зависимость от доллара. Однако размер резервов КНР сегодня стал таким, что более масштабного и ликвидного рынка, чем американские госбумаги, просто не существует.

Решение S&P показало, заявил член правления Европейского центробанка Лоренцо Бини-Смаги, что США должны быстро двигаться к жесткой экономической и денежной политике, тем более что в стране возобновился здоровый экономический рост. «Если переход к жесткой экономической политике отложится, проблемы будут лишь накапливаться, а дисбалансы возрастать, что окажет влияние на доллар», — отметил он.

Действительно, первоначальная реакция рынков на заявление рейтингового агентства привела к падению доллара, акций и облигаций, а также к увеличению цен на золото до 1,5 тыс. долларов за унцию. В последующие дни рынки стабилизировались — инвесторы продолжили скупать американские гособлигации. Временная дестабилизация рынков не изменила фундаментальной цены одного из наименее рисковых на сегодня финансовых инструментов. Так, рост спроса на гособлигации США (а значит, и на доллар) был связан с проблемами в еврозоне, в частности, с перспективой реструктуризации госдолга Греции. И если доходность американских гособлигаций составляет 3,37%, то для греческих она подскочила до 14,87%.

Лондон