Свинья преткновения

Международный бизнес
Москва, 02.05.2011
«Эксперт» №17 (751)
Малайзия пытается стать законодателем моды в мировой индустрии производства продуктов питания, соответствующих мусульманским канонам

Иллюстрация: Пётр Каневский

«А почему у вас нет халяльного знака на шоколаде?» — пожилая мусульманка в платке придирчиво осматривает «Аленку». — «Еще не успели получить, оформляем. Но не волнуйтесь — все халяльное, да и сам я мусульманин», — терпеливо объясняет ей сотрудник российского стенда Данияр Мамыров. «Российский шоколад был бы очень востребован в Малайзии. Он дешевле бельгийского, но бельгийский официально халялен, а российский — нет. Вы напишите, пожалуйста, может, производители все же решат знак получить», — просит другой российский участник выставки халяльных продуктов в Пенанге Расил Галеев. Пока же российский бизнес рассуждает в обыденных терминах: раз нет свинины и алкоголя, значит, халяльный.

Легкое отношение к халялю отличает и торговцев из Китая, пытающихся продавать в Малайзии яблоки. «Конечно, наши яблоки халяльны, они же на деревьях растут, никакая свинья до них не дотянется», — говорит мне представитель фруктовой компании из провинции Гуанси. Мы беседуем уже на другой крупной выставке халяльных товаров, MIHAS в Куале-Лумпуре, — здесь встречаются халяльщики и их партнеры со всего мира, от Африки до Латинский Америки. «К нам на фабрику приезжала делегация из Малайзии, чтобы подтвердить халяльность нашего производства, велели, например, использовать ручной труд, а не машины», — рассказывает представитель чилийской компании, продающей ягодные соки.

Популярность халяльной индустрии отражает растущее влияние ислама по всему миру, а также рост религиозности внутри самих мусульманских государств. По словам собеседников «Эксперта», за последние десять лет средний малаец стал более образован в вопросах ислама и, соответственно, более требователен к халяльности потребляемых товаров. Хотя и здесь случаются казусы. «Одна из крупных компаний три месяца торговала обувью в Куала-Лумпуре и только потом выяснила, что продукция сделана из свиной кожи. Был грандиозный скандал», — рассказывает один из участников MIHAS.

Халяльная индустрия развивается далеко не только в исламских странах. Сегодня крупнейшими игроками на мировом рынке халяльных продуктов считаются Бразилия, Таиланд и Китай, что уже вызывает недовольство наиболее радикально настроенных потребителей. Более того, два года назад официальный халяльный знак получил крупнейший в мире Роттердамский порт. Здесь был выделен отдельный терминал, в котором все операции с грузами совершаются в строгом соответствии с правилами халяля. По словам представителей порта, сегодня в одной только Голландии насчитывается около миллиона мусульман, и Роттердам надеется стать главными европейскими воротами для халяльных продуктов.

В целом же мировой рынок продуктов, соответствующих правилам халяля, оценивается в 500 млрд долларов в год, а число потенциальных потребителей может достигать 1,5 млрд человек — столько жителей Земли исповедуют ислам.

Малайзия, пожалуй, наиболее удачный пример сосуществования халяльной культуры еды с другими культурами, в первую очередь с китайской, где свинина традиционно считается главным мясом. Ресторан, в

У партнеров

    «Эксперт»
    №17 (751) 2 мая 2011
    Британская монархия
    Содержание:
    Монархический реванш

    Свадьба наследного принца стала для британской монархии новым маркетинговым ходом. Традиционный институт с тысячелетней историей успешно адаптируется к новым условиям

    Спецвыпуск
    На улице Правды
    Реклама