Вечное неудобное знание

Конфуций. Суждения и беседы

Уместно ли сегодня, когда теряются ориентиры, когда многие не делают того, что должны делать по должности и по званию, когда разруху в образовании, здравоохранении и головах, кажется, уже не остановить, когда каждый день нам предоставляется выбор, встать ли на путь борьбы за свои права или смиренно отдаться на заклание, когда оптимизм поддерживается одной только верой в Бога, а вера в людей и доверие к ним сменились стойким ожиданием обмана, — уместно ли сегодня такое знание: «Конфуций сказал: “Искренне веруй и люби учиться, храни до смерти свои убеждения и совершенствуй свой путь. В государство, находящееся в опасности, не входи; в государстве, объятом мятежом, не живи; появляйся, когда во Вселенной царит закон, и скрывайся в эпоху беззакония. Стыдно быть бедным и занимать низкое положение, когда в государстве царит закон; равно стыдно быть богатым и знатным, когда в государстве царит беззаконие”»?

Сам Конфуций, живший хоть и давно, но во времена столь же, если не более, непростые, при жизни непризнанный и гонимый, вопрос о необходимости всякого истинного знания считал излишним. Загвоздка только в том, как отличить истинное знание от неистинного. И тут тоже полезно почитать Конфуция.

«Суждения и беседы» — легендарный памятник древнекитайской философии и литературы — переведены, снабжены комментариями и жизнеописанием Конфуция ученым-китаистом П. С. Поповым еще в 1910 году. Вот его комментарий к представленному параграфу: «Кто беден в государстве, где царит закон, тот, значит, неучен, а кто богат в государстве беззаконном, тот, значит, человек без поведения, бесчестный».

А вот сведения из биографии философа: «Говорят, у него было три тысячи учеников, но из них только семьдесят два понимали в совершенстве весь круг тогдашнего традиционного образования…»

Конфуций. Суждения и беседы / Пер. с кит. П. С. Попова. — СПб.: Азбука-Аттикус, 2011. — 224 с. Тираж 5000 экз.