Урок для взрывчатых веществ

Дан Медовников
директор Института менеджмента инноваций Высшей школы бизнеса (ВШБ) НИУ ВШЭ, главный редактор журнала «Стимул»
23 мая 2011, 00:00

Никогда не любил школу. В отрочестве она воспринималась как чересчур затянутое предисловие к университету, в более зрелом возрасте — как неизбежный источник расходов семейного бюджета для поддержания социальных неудачников, выбравших карьеру педагога. Не вразумили даже любимые Стругацкие, объявившие учителя главной профессией будущего. Резанула лет пятнадцать назад по окраине сознания фраза Сергея Чернышева, что главная наша задача — достойно продержаться до подхода следующих поколений, но я тогда не понял, что это тоже о школе.

Сегодня школа наконец в фокусе внимания общества, государства и, как видим, даже бизнеса. Демографические проблемы вкупе с деградацией высшего образования и полная неготовность уже вступивших во взрослую жизнь поколений решать пресловутые инновационно-модернизационные задачи опять приводят нас к исцарапанной тригонометрическими формулами и неприличными словами зеленой парте. И опять мы стоим перед ней с ощущением отрока-раздолбая, не выучившего урока.

О реформах среднего образования последних лет говорилось столь обильно и противоречиво, что не хочется комментировать. Впрочем, главный аргумент противников реформ упомянуть надо — у реформаторов нет внятно сформулированной цели. Кого и для чего школа должна готовить? Не рискну говорить о задаче для всего поколения, которое вступит во взрослую жизнь через 10–20 лет, но о задаче для той малой его части, которая должна будет стать новой инновационной и предпринимательской элитой страны, сказать все же стоит. Если только мы снова сознательно не выберем роль догоняющих другие, более успешные инновационные экономики.

Жить «по-взрослому» этому поколению наверняка придется сразу после или во время нового «большого взрыва» (в этом контексте термин Карлоты Перес), когда новые технологии обретут экономическое, а затем и социальное измерение. Подъем новой технико-экономической волны будет неожиданным для нас, но их он не должен оглушить. Запал «большого взрыва» — ученые, инженеры, инноваторы, взрывчатое вещество — предприниматели, сумевшие разглядеть в горах «инновационного мусора» зерна будущего супербизнеса. Уже за предпринимателями идут основные «поражающие факторы» — большие финансы и новые экономические и социальные институты.

Характерное время, отделяющее начало новой волны от начала предыдущей, — 40–60 лет. По крайней мере, Карлота Перес и Кристофер Фримен показали, что это было так начиная с английской промышленной революции. Учитывая, что нынешняя большая волна, связанная прежде всего с ИКТ-сектором, идет уже более полувека, сегодняшних школьников ожидает веселенькое будущее. На подготовке элитных агентов этого будущего и надо сосредоточиться прежде всего. Задача облегчается тем, что при соответствующих технологиях рабочее тело бомбы невелико, достаточно нескольких обогащенных процентов от всей поколенческой массы. Они уже сами повлияют на стандарты и каноны обучения для основных поражающих факторов, когда будут приведены в действие историей.

Кажется, что изготовление запала и самого ВВ, то есть ученых с инженерами и предпринимателей, требует разных подходов. Для первых свою эффективность доказала школа знаний, концепция которой полнее всего была реализована в СССР, для вторых — школа компетенций, родина которой США. Собственно, затеянные Министерством образования и науки реформы и призваны заменить у нас одно на другое. Когда речь идет о стандарте, концептуальные противоречия действительно кажутся непреодолимыми. Ученику не только сложно, говоря языком психологов, «переключать гештальт» в процессе обучения. Нежновозрастному бедняге физически не хватит двадцати четырех часов на учебу в двух школах. Трудно представить себе среднестатистического школьника, который, оттрубив шесть полноценных уроков гуманитарных и точных наук, с радостью отправляется на тренинги и деловые игры. Но мы-то не о стандарте, а о спецподготовке высокоодаренных агентов. И здесь на помощь, как нам кажется, приходит общность запросов, предъявляемых ситуацией «большого взрыва» и к инноваторам из числа ученых и инженеров, и к инновационным предпринимателям. Герои комментируемой статьи из Долгопрудного это общее подсмотрели, и, хотя их подопечным приходится ставить будильник на пять утра, шансов оказаться на гребне новой волны у них больше, чем у сверстников. Попробуем продержаться до их подхода.