Живописные хроники

Кларисса Пульсон
23 мая 2011, 00:00
Любаров Владимир. Рассказы. Картинки

Создатель знаменитой живописной серии «Деревня Перемилово» успешно осваивает новую для себя область — литературу.

Писать рассказы он начал почти случайно. Как-то, во время верстки юбилейного альбома (статьи в который сочинили Войнович, Улицкая, Макаревич и другие замечательные люди), в макете образовались дыры, а до сдачи в типографию осталось двое суток, и редактор попросил юбиляра заполнить лакуны небольшими текстами. Любаров заполнил. И — втянулся. «Процесс несложный. Берешь ручку, бумагу, пишешь. Потом жена Катя набирает их на компьютере, исправляет ошибки, иногда редактирует. Вот и все. И никаких накладных расходов! А живопись?..» Далее следует ворчливо-элегантный пассаж про разорительные затраты на материалы, аксессуары, запах краски и хронический бронхит. Вот такая интонация — самоирония, детскость и мудрость человека, не боящегося показаться смешным, нелепым, странным. Все то, что органично для Любарова-художника, у которого солдаты в самоволке выпивают со сдобными русалками, мужики в кепках и шляпах тянут через трубочки молочный коктейль, мясистые тётечки делают «ласточку», увесистые балеринки в пачках танцуют под гармошку, а зубастый Коля с наколкой обзавелся третьим глазом.

Всякий его живописный сюжет — визуальный рассказ, чистая фантазия, спровоцированная реальностью. Всякий текст — воспоминание или впечатление о детстве и деревне, переплавленные незлобивой памятью в плотную словесную пастель.

Они чудесно необязательны, в них есть атмосфера и характер, они живут параллельной жизнью с полотнами, иногда пересекаясь, дополняя и комментируя, иногда просто сопровождая, внутренняя связь всегда очевидна: «Писатель — как Плюшкин — собирает всё-всё-всё, что попадается ему на жизненном пути. А художник берет всё-всё-всё — и такого вокруг нагородит, что сам только диву дается».

Любаров Владимир. Рассказы. Картинки. — М.: ГТО, 2011. — 252 с. Тираж 3000 экз.