Кредитные фабрики наступают

Локомотивами роста кредитования малого и среднего бизнеса в 2010 году стали крупные банки, предложившие недорогие «коробочные» ссуды. Ужесточение ценовой конкуренции больнее всего бьет по небольшим банкам, работающим в проблемных регионах

Фото: picvario.com/Russian Look
Локомотивами роста кредитования малого и среднего бизнеса в 2010 году стали крупные банки

В 2010 году объем кредитов, предоставленных малому и среднему бизнесу, на 60% превысил показатели 2009 года, а портфель кредитов вырос на 22%, до 3,2 трлн рублей. Кредитование МСБ уверенно оставляет позади основных «конкурентов» — корпоративное кредитование и розницу (см. график 1). Ожидания банкиров оправдались: большинство банков, опрошенных агентством «Эксперт РА» в начале прошлого года, рассчитывали на рост кредитования именно МСБ, набирали соответствующий персонал и перестраивали процедуры выдачи ссуд.

Активное воздействие на рынок оказали два фактора. С одной стороны, число заявок на кредиты со стороны малого и среднего бизнеса значительно выросло. В 2010 году их было на 34% больше, чем годом ранее. При этом внутригодовая динамика демонстрирует рост оптимизма заемщиков: во втором полугодии 2010 года заявок было на 25% больше, чем в первом. «Потенциальные заемщики начали пересматривать планы развития, и, как следствие, спрос на кредитные продукты со стороны предпринимателей заметно возрос», — комментирует Илья Филатов, заместитель председателя правления банка «УРАЛСИБ». С другой стороны, заемщиков с приемлемым финансовым состоянием на рынке все еще недостаточно для полного удовлетворения потребности банков в размещении избыточной ликвидности, что ограничило темп роста.

Два подхода

В результате конкурентная борьба на рынке, усилившаяся еще в первом полугодии 2010 года, к концу года значительно обострилась. В немалой степени этому способствовало усиление аппетита к риску у многих банков в условиях избытка ликвидности. «В 2010 году конкуренция на рынке, несомненно, усилилась, наблюдается восстановление интереса большинства банков к кредитованию малого бизнеса. Все ведущие игроки рынка обновили свои продуктовые линейки, ориентированные на малый бизнес», — говорит Андрей Донских, заместитель председателя правления Сбербанка России. Большинство крупнейших участников рынка по итогам прошлого года продемонстрировали ударные темпы роста портфеля кредитов МСБ.

По итогам 2010 года лидер рынка — Сбербанк — нарастил портфель кредитов МСБ на 10%, до 529 млрд рублей (таблица 1). Примечательно, что по абсолютному увеличению портфеля Сбербанк занял только второе место: ссудная задолженность Россельхозбанка выросла на 32%, или почти на 90 млрд рублей. Группа ВТБ (банки ВТБ и ВТБ 24) увеличила портфель кредитов малому и среднему бизнесу прежде всего за счет банка ВТБ, ориентированного на средний и крупный бизнес. Банк «УРАЛСИБ», представляющий сегмент частных банков, увеличил портфель на 22,3%. При сохранении таких темпов роста он может потеснить ряды госбанков (по темпам выдачи он уже на третьем месте).

В 2010 году на рынке отчетливо проявились две базовые модели поведения. Первая, характерная для крупных банков, — организация кредитного конвейера недорогих «коробочных» кредитов. Вторая, используемая преимущественно средними и небольшими игроками, у которых нет дешевых пассивов и эффекта масштаба, — индивидуальная работа с каждым заемщиком.

Первая стратегия в прошлом году работала лучше: портфели «коробочных» кредитов росли в среднем на 40% против 20% у банков, подходящих к заемщикам индивидуально. В результате средневзвешенная рыночная ставка по кредитам МСБ, по оценке «Эксперт РА», снизилась на 2,5 процентного пункта (см. график 2). «Одной из общих тенденций рынка наряду с оптимизацией продуктовых линеек с учетом прошедшего кризиса и необходимости дальнейшего роста кредитных портфелей стало снижение процентных ставок, которые по состоянию на конец года достигли минимальных значений, пробив даже докризисный уровень», — комментирует Илья Филатов.

Эта ситуация угрожает финансовой устойчивости и перспективам бизнеса отдельных средних и мелких банков. В 2010 году небольшие банки с дорогими пассивами зачастую были вынуждены обслуживать уже имеющихся клиентов либо наращивать портфель за счет рискованных заемщиков. Для многих из них ставка по кредитам уже достигла критического уровня. При сохранении нынешней ситуации у таких банков останется четыре возможных пути: пересматривать ставки в ущерб рентабельности, снижать требования риск-менеджмента в ущерб кредитоспособности, снижать издержки либо вовсе уходить в другие регионы или сегменты рынка. Первые две стратегии заведомо связаны с повышенными рисками, последние две потребуют значительных первоначальных затрат. Например, выход в розницу для многих банков затруднителен — это требует кардинальной перестройки бизнес-процессов и дополнительного запаса капитала для покрытия возможных ошибок. Для банков с «рыночным» портфелем хорошего качества существует еще один путь — продажа бизнеса более крупным игрокам либо слияние с банком схожего размера и специализации.

Особенно высокому риску сегодня подвержены нишевые региональные банки, специализирующиеся на работе в отдельных «проблемных» регионах. В некоторых субъектах федерации (например, в Вологодской и Псковской областях) уровень просрочки по кредитам МСБ доходит до трети совокупного портфеля банков (см. таблицу 2). Небольшим банкам, для которых такие регионы являются ключевыми, необходимо диверсифицировать свою деятельность за счет выхода в соседние области либо переориентации на другие сегменты бизнеса. Однако в масштабах всего банковского рынка проблемы таких банков заметны не будут.

Органический рост

В 2011 году острота ценовой конкуренции, скорее всего, спадет: ставки по кредитам в большинстве крупных банков близки к минимумам, которые они могут себе позволить. Это даст возможность небольшим банкам с ограниченной клиентской базой перевести дыхание, адаптировать свои продуктовые линейки и ускорить рост портфелей. Но локомотивами роста рынка кредитования МСБ останутся «кредитные фабрики», выстроенные на базе крупнейших банков, как государственных, так и частных. Интерес крупных банков к рынку кредитования МСБ будет подстегиваться не только ценовыми преимуществами, но и желанием диверсифицировать активы.

Сегмент кредитования МСБ остается одним из приоритетных для банков: ключевые участники во втором полугодии 2010 года дополнительно увеличили численность персонала, занимающегося кредитованием МСБ, на 2,5%. Хотя резерв снижения процентных ставок почти исчерпан, рынок продолжит рост за счет смягчения других условий кредитования.

По прогнозам «Эксперт РА», в 2011 году совокупный портфель кредитов МСБ вырастет на 22–27%, до 3,9–4,1 трлн рублей, при росте совокупного портфеля кредитов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на 20%. При этом ряд крупных и средних банков смотрит на рынок весьма оптимистично и по итогам года ожидает прироста своих портфелей кредитов МСБ на 35–45%. Но крупнейшим участникам рынка вряд ли удастся показать столь высокие темпы — одним не хватит качественных заемщиков, другим — капитала. «По объективным причинам в ближайшие два года вряд ли стоит ожидать резкого, экспоненциального роста рынка кредитования МСБ», — отмечает Андрей Донских. Кредитование МСБ по темпам развития по-прежнему будет опережать кредитование корпоративного сектора. Крупные компании будут активно привлекать трансграничное фондирование, и спрос на банковские кредиты с их стороны будет расти медленнее.