Моральный кодекс бюрократа

Общество
Москва, 30.05.2011
«Эксперт» №21 (755)
В теории изучение деклараций доходов и имущества должностных лиц — неплохой способ проконтролировать чиновников. На практике это оказывается лишь популистским ходом, увы, не слишком содержательным

Фото: Олег Слепян

Опрос общественного мнения, проведенный ВЦИОМ, показал резкое снижение интереса россиян к декларациям о доходах чиновников. Если в 2009 году 33% соотечественников знали о чиновничьих декларациях и даже читали их, то сегодня этим интересуются всего 15% респондентов. При этом почти вдвое выросло число граждан, которые вообще не знают о декларировании доходов чиновниками (с 23 до 41%). Снижение наполовину за два года интереса наших граждан к механизму, который презентовался как важный шаг в борьбе с коррупцией, позволяет констатировать, что надежды инициаторов декларирования доходов не оправдались. О том, почему это произошло и можно ли превратить декларации о доходах и имуществе в реальный инструмент контроля за бюрократией, «Эксперт» расспрашивал начальника отдела управления госслужбой Института государственного и муниципального управления Высшей школы экономики Алексея Конова.

Недавно чиновники в очередной раз отчитались о своих доходах и имуществе. Насколько информативны их декларации?

— Справка о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера в целом позволяет получить важную информацию. Разумеется, ее содержание можно и нужно корректировать, и как раз сейчас ведется работа по внесению изменений в форму справки. В частности, планируется обязать государственных служащих и их родственников декларировать не только доходы, но и некоторые расходы. Однако никакая даже очень хорошо проработанная форма декларации не принесет желаемого результата, если не будет создана эффективная процедура проверки сведений, представленных чиновником. Если нет проверки, в декларации можно указывать что угодно. К сожалению, в нашей стране с проверкой деклараций долгое время существовали серьезные проблемы.

Какие?

— До недавних пор подразделения, осуществлявшие проверку, не имели доступа к необходимой информации. Они не могли получить сведения, составляющие налоговую и банковскую тайну. Сведения об объектах недвижимости и транспортных средствах, принадлежащих госслужащим, были доступны лишь в ограниченном объеме.

Но 28 апреля президент внес в Думу проект закона, согласно которому теперь уполномоченные должностные лица смогут в рамках проверки деклараций получать необходимые сведения от налоговых органов, Росреестра и кредитных организаций. Например, кредитные организации должны будут представлять проверяющим органам справки по операциям, счетам и вкладам госслужащих и членов их семей. Правда, закон еще не дошел и до первого чтения, и непонятно, какова будет его окончательная редакция. Но есть надежда, что проблема, существовавшая с 1997 года, наконец будет решена.

К сожалению, есть и другие сложности. Чтобы декларирование доходов и имущества помогало ловить коррупционеров, нужен какой-то механизм применения получаемой информации. Предположим, что все заполнили свои декларации абсолютно честно. Мы получили информацию, увидели, что имущество чиновника не соответствует получаемому им доходу... Следующий вопрос: что делать дальше?

В некоторых странах есть т

У партнеров

    «Эксперт»
    №21 (755) 30 мая 2011
    Инициатива Путина
    Содержание:
    Прорыв по центру

    Стратегическая ставка на развитие партнерства среднего бизнеса и государства должна преобразить страну и экономически, и политически

    Экономика и финансы
    На улице Правды
    Реклама