«Мы били в одну точку»

Русский бизнес
Москва, 30.05.2011
«Эксперт» №21 (755)

Фото: Reuters

Двадцать четвертого мая 2011 года, ровно через 30 лет после окончания республиканской физматшколы в Алма-Ате, одноклассники Аркадий Волож и Илья Сегалович стояли в телестудии американской биржи NASDAQ. Вокруг были десятки ликующих людей, сверху летели красные конфетти, а сами они тем временем становились мультимиллионерами. 52,17 млн акций компании «Яндекс», созданной ими 14 лет назад, были проданы по 25 долларов за штуку, всего на 1,3 млрд долларов (за вычетом комиссии андеррайтеров в размере 65,2 млн акционеры «Яндекса» получили от IPO 873,38 млн, компания — 365,75 млн долларов). Всю компанию оценили в 8,03 млрд долларов. В ходе IPO компания даже повысила диапазон размещения с 20–22 до 25 долларов за акцию, переподписка, по данным источника Reuters, составила 17 раз. Это было самое большое размещение интернет-компании в СШA со времен Google (в 2004 году она привлекла 1,67 млрд долларов).

Но самое интересное началось дальше. Акции начали расти с потрясающей скоростью и в первый день торгов скакнули аж на 55,3%, то есть «Яндекс» стал стоить уже 12,5 млрд долларов. В пятницу организаторы IPO Morgan Stanley, Deutsche Bank и Goldman Sachs реализовали право на покупку дополнительных 5,2 млн акций компании по цене размещения, 25 долларов за акцию. Таким образом, общий объем IPO составил 1,43 млрд долларов, на бирже торгуется 17,6% акций «Яндекса».

В том, что инвесторы будут рады прикупить акций лидера российского интернет-поиска, сомнений не было. Но такого ажиотажа не ожидал никто — ведь ситуация перед IPO складывалась не самая благоприятная.

Рисковое время

Причин того, что размещение могло бы оказаться не столь удачным, было несколько.

Первая — с начала года отменили IPO как минимум пять российских компаний: «Вертолеты России», «Евросеть», Nord Gold, ЧТПЗ, группа «Кокс». У каждой были свои объективные показатели, которые не понравились инвесторам. Однако само по себе наличие такого внушительного списка никак не могло играть на руку «Яндексу».

Вторая причина — поведение акционеров российских интернет-компаний. В прошлом году успешное IPO провел российский холдинг Mail.ru Group (см. «В ожидании виртуальных подарков» в «Эксперте» № 43 за 2010 г.). Но, судя по всему, инвесторов привлекали не только и не столько российские активы холдинга (одноименная почта, социальная сеть «Одноклассники» и др.), сколько тот факт, что Mail.ru Group владеет 2,33% самой большой в мире социальной сети Facebook, насчитывающей более 500 млн зарегистрированных пользователей. Сама Facebook планирует IPO только в следующем году, а инвесторам вложиться в ее акции хочется уже давно, так что приобретение кусочка Mail.ru Group было одной из редких возможностей опосредованно войти в капитал Facebook. Но, как выяснилось 27 апреля этого года, сами акционеры Mail.ru Group не очень верили в успех. Фонд Tiger Global, который является акционером и Mail.ru Group, и «Яндекса», за день до официального объявления «Яндексом» об IPO скинул акции Mail.ru Group на Лондонской фондовой бирже (LSE).

У партнеров

    «Эксперт»
    №21 (755) 30 мая 2011
    Инициатива Путина
    Содержание:
    Прорыв по центру

    Стратегическая ставка на развитие партнерства среднего бизнеса и государства должна преобразить страну и экономически, и политически

    Экономика и финансы
    На улице Правды
    Реклама