Интернет на высоте

Алексей Грамматчиков
обозреватель журнала «Эксперт»
30 мая 2011, 00:00

Доступ в интернет в самолете — теперь эти услуги пытаются предоставлять и в России. Однако пока он не получает широкого распространения из-за сомнительной рентабельности

Фото предоставлено компанией OnAir

Возможность подключаться к интернету на высоте десять тысяч метров над землей и на скорости свыше 900 километров в час — такой сервис уже давно предоставляют на борту зарубежных авиакомпаний. Первой это начала делать Lufthansa: в 2004 году на маршруте Мюнхен—Лос-Анжелес пассажиры смогли открывать свои любимые веб-страницы или вести электронную переписку.

Правда, поначалу скорость была маловата — всего 56 килобайт в секунду, но уже скоро технологии позволили увеличить ее в разы, дав пассажирам возможность скрасить многочасовой полет доступом в сеть.

Вслед за Lufthansa услуги доступа в интернет на борту начали внедрять другие авиакомпании. Сейчас этот сервис предоставляют почти все крупнейшие авиакомпании мира. В США подключить ноутбук или смартфон к интернету можно, например, на рейсах American Airlines, Delta, United Airlines, Virgin America, AirTran, US Airways, Alaska Airlines. В Азии — в самолетах Oman Air, Singapore Airlines, Asiana Airlines, Korean Air, China Airlines. В Северной Америке активно развивает такие услуги Air Canada. В Европе помимо Lufthansa выходить в интернет можно, например, на рейсах Air France, British Airways, SAS. В общей сложности, по оценкам британской исследовательской компании INDC, порядка четырех тысяч самолетов во всем мире оснащены доступом в интернет, и их число продолжает расти.

Россия же сильно отстает — только с декабря прошлого года услуги доступа в интернет в самолете в тестовом режиме начала предоставлять компания «Мегафон».

Деньги на воздух

Понятно, что обеспечивать устойчивым доступом в интернет самолет, передвигающийся высоко над землей с огромной скоростью, технологически непросто. Сегодня существует несколько основных технологий, позволяющих оказывать подобные услуги. Принципиально они делятся на два типа. Первый — когда самолет получает и передает информацию с наземных станций связи. Второй — когда он это делает с помощью связи со спутниками.

Технологии связи с наземными станциями прежде всего распространены в США. Это и понятно: ведь самолет на внутренних рейсах движется обычно над большой территорией, уже оснащенной наземными передающими станциями. Операторам остается слегка доработать инфраструктуру — направить сигнал с вышки еще и вверх. Воздушное судно во время движения обменивается сигналами с этими наземными станциями. Так, например, работает система связи на самолетах американской компании Go-Go (она принадлежит телекоммуникационному провайдеру Aircell).

На межконтинентальных рейсах, когда маршрут пролегает над океаном, наземные вышки, естественно, использовать невозможно. Поэтому технологии связи здесь основаны на получении сигналов через спутники. Lufthansa первой начала предоставлять услуги доступа в интернет на основе технологии FlyNet, когда обмен информацией происходит с помощью спутникового оборудования.

В России «Мегафон» внедряет услуги связи в самолетах в сотрудничестве с известной международной компанией OnAir (создана в 2005 году как совместное предприятие швейцарской ИТ-компаниии SITA и производителя самолетов Airbus). OnAir, в свою очередь, строит работу на основе технологии Inmarsat SwiftBroadband, использующей спутниковую связь. В результате в самолете есть довольно комфортный доступ в интернет со скоростью 300 Кбит/с.

Пока услуга «Мегафона» работает в тестовом режиме на одном самолете «Аэрофлота» — Airbus А321 «Мстислав Келдыш», который выполняет полеты из Москвы в Мюнхен, Милан, Санкт-Петербург и в другие города. Пассажирам этого самолета доступны в полете услуги мобильного интернета, а также обмен сообщениями SMS и MMS. На первых порах, пока услуга предоставляется в тестовом режиме, пассажиры пользуются ею бесплатно.

С 3 марта 2011 года были введены тарифы на услуги связи на борту. Цена отправленного из поднебесья SMS-сообщения должна была составлять 10 рублей, стоимость GPRS-трафика — 35 рублей за 100 Кб. Однако спустя примерно две недели коммерческий формат был свернут. Представители «Мегафона» объясняют это техническими причинами. «Мы поняли, что с технической точки зрения наш новый сервис еще недостаточно совершенен, поэтому предпочли опять перейти в тестовый режим и доработать сервис, чтобы его качество было безупречным и не разочаровывало наших клиентов», — сообщила «Эксперту» Юлия Дорохина, пресс-секретарь «Мегафона».

Однако наблюдатели склонны объяснять отказ от коммерческого формата тем, что услуга вопреки ожиданиям не стала пользоваться большим спросом среди пассажиров. Причина — завышенные тарифы. Действительно, 35 рублей за 100 Кб — это в сотни раз дороже, чем пользование мобильным интернетом у того же «Мегафона» на земле (1 Мб стоит менее 1 рубля). И если пассажир в самолете, скажем, захочет скачать из интернета несколько фотографий, это обойдется ему как минимум в 10–15 долларов. Для сравнения: в США доступ в интернет в самолете стоит 5 долларов за весь полет продолжительностью до полутора часов, 10 долларов за полет продолжительностью от полутора до трех часов и 13 долларов за безлимитный интернет в течение длительного полета свыше трех часов (например, у провайдера Go-Go).

«По нашим оценкам, мобильным доступом в интернет от “Мегафона” в самолете пользовалось не более пяти процентов пассажиров, — говорит Денис Кусков, глава аналитического агентства TelecomDaily. — Причина столь небольшой доли пользователей — слишком высокая цена. Да, отправить SMS за десять рублей — это действительно привлекательно, и многие пассажиры готовы платить эти деньги, чтобы, например, сообщить своим близким, когда самолет прибудет в аэропорт. Но платить так дорого за трафик большинство пассажиров не будет».

«Мегафон» официально не сообщает объемы инвестиций в проект. Однако, по независимым оценкам, оснащение четырех самолетов (трех лайнеров Airbus A320 и одного Airbus A330) стоит около 150 млн рублей.

Быстро окупить такие средства при пока не слишком большом числе пользователей будет трудновато: в самолете может находиться до 180 (Airbus A320) или до 295 (Airbus A330) пассажиров, но сколько из них будут пользоваться интернетом — пока большой вопрос.

«Мегафон» в ближайшее время обещает определиться с окончательными расценками на услуги в воздухе, а до конца года запустить сервис на четырех самолетах. Впрочем, можно предположить, что экономическая отдача от проекта не основная цель «Мегафона». «Для “Мегафона” это скорее имиджевый проект, — считает Денис Кусков. — Звание компании, которая первой в России начала предоставлять услуги доступа в интернет в самолете, должно способствовать созданию имиджа “Мегафона” как передовой высокотехнологической структуры».

То, что такие услуги — бизнес не слишком рентабельный, подтверждает и тот факт, что другие российские операторы связи пока развивать их не спешат. Правда, с начала апреля в альянс с «Мегафоном» вступил оператор Tele2. Его абоненты могут пользоваться услугами роуминга через сеть «Мегафона» на борту самолета.

Однако анонсированный еще в прошлом году совместный проект оператора МТТ и авиакомпании S7, который предполагал налаживание связи в воздухе на ряде самолетов, сейчас заморожен. Не проявляют активности и МТС с «Билайном», которые говорят об отсутствии успешных бизнес-кейсов в этой области в России.

«Да, инвестиции в проект услуг связи в самолетах не такие уж и значимые по сравнению с общей инвестиционной программой ведущих операторов, — продолжает Денис Кусков. — Однако у тех же МТС и “Вымпелкома” сейчас есть более экономически привлекательные проекты для инвестирования. А имиджевая составляющая, если принять во внимание, что ты не будешь первым на рынке этих услуг, уже отходит на второй план».

В дополнение к доступу в интернет перспективно и предоставление услуг голосовой связи в самолетах. Однако оператору и авиакомпании предстоит отдельно решить вопрос о необходимости такого сервиса. И дело здесь не в технологических проблемах, а в том, насколько это будет комфортно пассажирам — не тем, которые станут говорить по телефону, а сидящим рядом. Так, в США считается, что человек в тесном пространстве беспокоит своих соседей телефонными разговорами. И услуги голосовой связи на борту самолета запрещены на законодательном уровне. Но, например, некоторые азиатские авиакомпании разрешают своим пассажирам во время полета говорить по мобильным телефонам.

В России услуги голосовой связи могли бы дополнительно повысить экономическую привлекательность проекта. Однако пока о перспективах «голоса» в самолете говорить трудно.

«Переговоры о включении голосовых услуг сейчас ведутся с авиаперевозчиком, — заявил Денис Ночевнов, директор по новым технологиям и услугам ОАО “МегаФон”. — Однако окончательное решение о включении голосовых услуг будет принимать авиаперевозчик».