Решение, которое может понравиться

Политика
Москва, 30.05.2011
«Эксперт» №21 (755)
Вопреки расхожим представлениям российская политическая система достаточно гибкая. Все дело в том, как именно Путин и Медведев воспользуются этой гибкостью

Рисунок: Ярослав Смирнов

На пресс-конференции по итогам российско-шведских переговоров еще 27 апреля Владимиру Путину, как всегда, был задан вопрос, будет ли он баллотироваться на президентских выборах и не исключает ли того, что выдвинет свою кандидатуру на выборах одновременно с действующим президентом Дмитрием Медведевым. «Что касается предвыборной президентской кампании в России, то пока об этом действительно рано говорить. Время настанет, и мы примем соответствующее решение — вам понравится, будете довольны», — ответил Путин.

Эта фраза вызвала многочисленные комментарии политологов, бросившихся очередной раз обсуждать, чего ждать от тандема. Однако обсуждение так и не вырвалось за рамки четырех вариантов распределения ролей между Медведевым и Путиным в предстоящей президентской кампании.

Вариант первый — кандидатом в президенты выдвигается на второй срок Медведев, а Путин, победив во главе «Единой России» на парламентских выборах, вновь становится премьером. Второй — в президенты выдвигается Путин, а Медведев уходит в премьеры или, скажем, в Конституционный суд. Третий — в президенты выдвигается некто, Путин остается премьером, а Медведев отправляется в Конституционный суд. Наконец, вариант четвертый — на выборы президента идут оба, и победит сильнейший.

Показательно, что все обсуждения строятся на двух представлениях. Что председатель правительства маниакально желает возвращения в президентское кресло и что Россия — это суперпрезидентская республика, в которой остальные властные должности только декорация при президенте. А та роль, которую играет в настоящее время премьер, связана не столько с его должностью, сколько с личной и политической слабостью президента, лишенного команды и связанного некими негласными обязательствами с премьером. Вот почему все варианты развития политической активности членов тандема сводятся к розыгрышу именно должности президента. Однако внимательное прочтение Конституции России показывает нам, что в России по крайней мере три властные персоны — президент, премьер и председатель Государственной думы — обладают, при полной реализации своих конституционных полномочий, очень сильными позициями, позволяющими им уравновешивать друг друга и контролировать политическую ситуацию в стране. И президент в этой конфигурации не обязательно самая сильная фигура. (Мы не упоминаем в этом властном раскладе председателя Совета Федерации, хотя он числится формально третьим во властной иерархии, поскольку характер формирования Совета Федерации из случайных людей лишает его возможности реализовывать свои полномочия.)

Вот почему, на наш взгляд, возможен и пятый вариант развития предвыборной интриги. А именно: Медведев идет в президенты, Путин, как лидер победившей на выборах партии, идет в председатели Государственной думы, а премьером становится некто третий. Позиция председателя ГД вполне может позволить премьеру в меньшей степени заниматься текущей рутиной, но продолжать контролировать ситуацию в стране в целом. Мы не собираемся утверждать, что именно так

У партнеров

    «Эксперт»
    №21 (755) 30 мая 2011
    Инициатива Путина
    Содержание:
    Прорыв по центру

    Стратегическая ставка на развитие партнерства среднего бизнеса и государства должна преобразить страну и экономически, и политически

    Экономика и финансы
    На улице Правды
    Реклама