Респектабельный эпатаж

Культура
Москва, 30.05.2011
«Эксперт» №21 (755)
В столичном Музее архитектуры открылась выставка «Австрия, давай!». Ее цель — познакомить московскую публику с современным австрийским искусством

Фото: Олег Краснов

Вызывающе бодрое название выставки заставляет ожидать от нее чего-то экспрессивного, чрезвычайно темпераментного и провокационного. Тем более что это ответ на состоявшуюся несколько лет назад в Вене, Берлине и Чебоксарах (представительная география!) подобную выставку «Davaj! Russian Art Now», в которой участвовали такие вызывающие, прямо скажем, неоднозначную реакцию художники, как эпатирующе разухабистые «Синие носы», группа «Радек» с их радикальным социальным абсурдизмом, человек-собака Олег Кулик. Все это вместе давало ощущение какого-то радикального напора. Что касается нынешней выставки в Музее архитектуры, то ей, пожалуй, больше подошло бы название «Австрия, извольте».

Памяти Казимира Малевича

«Австрия, давай!» — выставка ознакомительная, и следовательно, она должна быть представительной, как парламент: от старшего поколения, от среднего, от молодежи; от мэтров, от знаменитостей, от начинающих; от аборигенов, от иммигрантов, от феминисток; от архитекторов, от живописцев, от дизайнеров. Так оно примерно и вышло. Первое, с чем знакомится посетитель, это расположившееся на одной из стен вестибюля «солнышко» из люминесцентных трубок, занятно рифмующееся со старинной музейной люстрой. Это объект «Азбука Морзе» Бригитты Кованц, для которой, как говорится в каталоге выставки, «свет превращается в метафору поиска новых форм изображения реальности». Не знаю, как насчет новых форм изображения реальности, но если рассматривать это с точки зрения промышленного дизайна, то «Азбука Морзе» (на саму азбуку здесь намекают темные полоски разной длины и числа, нанесенные на эти трубки) вполне интересный прототип светильника для общественных пространств.

Далее следует серия объемно-пространственных штудий Георга Дриндля — известного австрийского архитектора. Его «17 перспектив на горизонте» напоминают архитектоны Малевича — супрематические композиции, развернутые в пространстве. С той разницей, что Малевич свои архитектоны делал из гипса, а Дриндль — из дерева, стали, акрилового стекла, поэтому они у него имеют налет респектабельного матового блеска, который хорошо смотрится рядом с дымчатым прозрачным материалом. Опять же в отличие от Малевича, который архитектоны нумеровал, Дриндль их называет: «Земля в воздухе», «Прорыв города», «Кривая и дуга», «Легкая игра» и т. д. Что им очень идет, потому что при всей абстрактности содержания (изучение взаимодействия объемов) каждый из них почти готовый архитектурный проект, причем совсем не в духе 20-х, а в духе 2000-х.

Рядом с этой серией проживает его же пространственная композиция «Куб. Тетраэдр. Шар», отдаленно напоминающая плакат Эля Лисицкого «Красным клином белых бей», разросшийся до размеров театральной декорации. Тут же образец другой фундаментальной линии в современной архитектуре, которую можно назвать скульптурно-экспрессинистической. Это макет «Каменного дома» Гюнтера Доменига, архитектора старшего поколения. Если хорошо упорядоченные построения Дриндля можно считать олицетворением западного неомодернизма

У партнеров

    «Эксперт»
    №21 (755) 30 мая 2011
    Инициатива Путина
    Содержание:
    Прорыв по центру

    Стратегическая ставка на развитие партнерства среднего бизнеса и государства должна преобразить страну и экономически, и политически

    Экономика и финансы
    На улице Правды
    Реклама