Всеобщая мобилизация

Спецвыпуск
Москва, 30.05.2011
«Эксперт» №21 (755)
Продажи персональных компьютеров в России по итогам прошлого года достигли рекордных показателей. При этом впервые мобильных ПК продано больше, чем настольных компьютеров. Еще одна заметная тенденция — сокращение доли российских сборщиков

Фото: Уилл Уэбстер/Agency.Photographer.ru

Прошлый год стал рекордным по объемам продаж персональных компьютеров (ПК) в России. По данным международной аналитической компании IDC, всего в прошлом году на российском рынке реализовано 11 млн ПК, это на 55% с лишним больше, чем в 2009-м. Побит рекорд докризисного 2008 года, когда продажи достигли 9,2 млн штук (см. график 1).

«Последние шесть лет российский рынок ПК бурно растет, — констатирует старший аналитик компании IDC Зарина Камытбаева, — Правда, не стоит забывать про кризис, который изменил траекторию растущего рынка компьютеров в 2008–2009 годах. В 2009 году по объему поставленных ПК российский рынок откатился на уровень 2006 года. Однако уже в 2010-м продажи персональных компьютеров в России на волне быстрого восстановления превзошли показатели докризисного 2008 года».

Основной драйвер продаж персональных компьютеров в России — ненасыщенность этого рынка. Несмотря на то что за последние шесть лет ежегодные продажи ПК в нашей стране выросли почти вдвое, в среднем обеспеченность компьютерами оценивается на уровне 30 компьютеров на 100 человек, в то время как в развитых странах этот показатель достигает 70 и более компьютеров на 100 человек.

«Россия в этом плане до сих пор серьезно отстает от той же Европы, — комментирует Глеб Мишин, региональный директор компании Acer в Восточной Европе. — На Западе на одного взрослого человека может приходиться два-три персональных компьютера, например, настольный ПК на работе, настольный компьютер дома и ноутбук. У нас же часто один компьютер приходится на одну семью, и то в больших городах, в регионах этот показатель еще меньше. Так что мы убеждены, что в ближайшие годы российский рынок персональных компьютеров будет продолжать бурно расти».

Помимо рекордных показателей прошлого года значимое событие для российского рынка ПК — изменение соотношения основных товарных групп. По итогам прошлого года впервые продажи настольных компьютеров (так называемых десктопов) оказались ниже продаж ноутбуков: по данным IDC, в 2010 году в России было реализовано 4,1 млн настольных ПК и 6,9 млн ноутбуков. То есть соотношение сейчас — 38 и 62% соответственно. В 2009 году продажи десктопов составляли 55% всего рынка, а, например, в 2007-м — около 70%. При этом по сравнению с прошлым годом продажи настольных ПК выросли в штучном выражении меньше всего рынка — примерно на 25%, в то время как мобильные компьютеры обогнали общий рост с показателем прироста более чем 75%. Так что налицо тенденция вытеснения с рынка настольных ПК мобильными компьютерами.

Деловой подход

Главный потребитель настольных компьютеров — корпоративный сегмент. Подавляющее большинство российских организаций предпочитают по старинке закупать именно десктопы: по данным российской исследовательской компании ITResearch, в корпоративных продажах порядка 70% приходится именно на них. Но все же 30% закупаемых компаниями компьютеров уже приходится на ноутбуки.

Преимущества мобильных ПК для сотрудников компаний очевидны: ноутбук можно взять с собой в командир

У партнеров

    «Эксперт»
    №21 (755) 30 мая 2011
    Инициатива Путина
    Содержание:
    Прорыв по центру

    Стратегическая ставка на развитие партнерства среднего бизнеса и государства должна преобразить страну и экономически, и политически

    Экономика и финансы
    На улице Правды
    Реклама