Парад кавказских проектов

Спецвыпуск
Москва, 06.06.2011
«Эксперт» №22 (756)
За год, прошедший с момента образования СКФО, в регионе был заявлен ряд новых проектов, многие из которых вряд ли получили бы право на жизнь без обещанных Северному Кавказу мер господдержки

Фото: Legion-Media

Итоги первого года сущест­во­вания округа неоднознач­ны. С одной стороны, декларации Кремля о необходимости менять принципы экономической политики в ре­гио­не нашли выражение в появлении ком­п­лексной стратегии развития Северо-Кавказского федерального округа (СКФО), в создании таких институтов, как Корпорация развития Северного Кавказа и ОАО «Курорты Северного Кавказа», в разработке системы госгарантий при реализации приоритетных инвестпроектов на территории округа. С другой стороны, давно назревшее решение центра обособить Северный Кавказ в отдельный федеральный округ вызвало не только всплеск активности террористического подполья, но и негативную реакцию русскоязычной части населения региона. Достаточно вспомнить, как в конце прошлого года в интернете собирали подписи о выходе Ставропольского края из состава СКФО. Правда, что касается терактов, то после февральского нападения боевиков на туристов по дороге в Приэльбрусье активность бандподполья снизилась. Однако терроризм — явление циклическое, и без устранения его корней рецидивы неизбежны.

Равнение на инвестиции

Отдельный сюжет — появление в регионе команды полпреда и вице-премьера Александра Хлопонина, перед которой стояла непростая задача наладить отношения с республиканскими элитами. Уже вполне можно говорить, что с кем-то (например, с президентами Кабардино-Балкарии Арсеном Каноковым и Дагестана Магомедсаламом Магомедовым) у Хлопонина отношения сложились, а с кем-то нет, и главным критерием здесь, похоже, является инвестиционная активность в пределах субъекта федерации. К примеру, глава Кабардино-Балкарии, на территории которой несколько месяцев подряд не прекращались теракты, несмотря на это, не утратил доверия полпреда, поскольку умеет эффективно управлять бюджетом республики. В прошлом году КБР увеличила доходную базу своего бюджета на 46% за счет работы с инвесторами. К тому же было принято решение не урезать республике субсидии центра, а пустить их на развитие социальной инфраструктуры.

А вот в соседней Карачаево-Черкесии президенту Борису Эбзееву, несмотря на безупречную репутацию законника, за два года не удалось стать фигурой, консолидирующей местные элиты — политические и деловые, которые на Кавказе зачастую представляют одни и те же лица. Первые признаки конфликта с полпредом появились, когда в апреле 2010-го Хлопонин потребовал от Эбзеева назначить премьером республики черкеса в соответствии со сложившейся там неформальной практикой. А в конце года президент Дмитрий Медведев фактически предоставил полпреду карт-бланш на кадровые перестановки в регионе: «Если кто-то не может, он не должен работать, и я приму соответствующие решения» — и Эбзеев стал первой политической жертвой. Его февральскую отставку напрямую связали с Хлопониным. Но и назначение главой республики молодого функционера «Единой России» Рашида Темрезова, связанного с бывшим президентом Карачаево-Черкесии Мустафой Батдыевым, нельзя назвать однозначно верным кадровым решением.

Тем не менее даже за тот сравнительно н

Новости партнеров

«Эксперт»
№22 (756) 6 июня 2011
Кризис в Белоруссии
Содержание:
Экономика ушла в оппозицию

Экономические проблемы Белоруссии связаны с нежеланием властей страны отказаться от административного подхода к управлению экономикой

Без рубрики
Экономика и финансы
Реклама