Потом будет дороже

Алексей Хазбиев
заместитель главного редактора журнала «Эксперт»
6 июня 2011, 00:00

Дмитрий Каменщик, владеющий офшорной компанией DME Limited, которой принадлежит Домодедово, смог урегулировать большинство политических рисков, связанных с аэропортом, и теперь будет ждать более высокой оценки своего бизнеса

Фото: Photoxpress.ru

Британская компания DME Limited, владеющая крупнейшим в России частным аэропортом Домодедово, официально объявила об отмене публичного размещения своих акций на Лондонской фондовой бирже. Это уже восьмая по счету с начала года несостоявшаяся сделка по продаже акций компании, контролирующей российские активы, в рамках IPO на западных торговых площадках. Напомним, что из-за низкой конъюнктуры от IPO две недели назад отказался холдинг «Вертолеты России», а чуть раньше это сделали «Евросеть», СУЭК, «Кокс», «Евросибэнерго» и другие. Но случай с DME Limited особый. В отличие от сырьевых гигантов и торговых сетей эта компания занимается развитием инфраструктуры — быстрорастущего сегмента, который не подвержен серьезным рыночным колебаниям. К тому же инфраструктурный сектор не представлен на Лондонской бирже компаниями, владеющими активами в России. А в том, что инвестиции в инфраструктуру весьма прибыльный бизнес, потенциальные инвесторы Домодедово могли легко убедиться.

В преддверии IPO DME Limited не только раскрыла своего главного бенефициара, которым оказался председатель совета директоров Домодедово Дмитрий Каменщик, но и обнародовала финансовые результаты за последние три года. Они превзошли даже самые оптимистические оценки. Выручка аэропорта в 2010 году выросла с 24,5 млрд рублей до 30 млрд, а чистая прибыль увеличилась с 4,55 млрд рублей до 7,7 млрд. При этом рентабельность Домодедово по показателю EBITDA достигла почти 42%. Это один из самых высоких показателей в отрасли. (Например, у компании Aeroports de Paris, управляющей всеми парижскими аэропортами, рентабельность составляет 35%, а у управляющей компании аэропорта Франкфурта-на-Майне — Fraports — всего около 20%.) Но в отличие от крупных западноевропейских аэропортов Домодедово имеет высокие темпы роста. За последние десять лет пассажиропоток здесь вырос почти в восемь раз, до 22,3 млн пассажиров. То есть рост составляет в среднем 23% в год.

Инвестиционные банки, проводившие премаркетинг акций в преддверии IPO, оценили капитализацию Домодедово в диапазоне от 4,2 млрд до 5,2 млрд долларов. Планировалось, что Дмитрий Каменщик продаст 20% акций DME Limited за 1 млрд долларов. И никто из фондовых аналитиков в успехе этой следки не сомневался. Но как раз в день оглашения ценового коридора главный исполнительный директор DME Limited Денис Нуждин заявил: «Мы решили не начинать переподписку книги заявок и отложить размещение, поскольку не удовлетворены той оценкой, какую может получить компания». Большинство экспертов связывают это решение с высокими политическими рисками, которые могли появиться у бизнеса Домодедово и которые потенциальные инвесторы принять на себя не готовы. В частности, многим еще памятны заявления Генпрокуратуры о том, что «реальных собственников Домодедово найти невозможно, так как там все спрятано в офшоры». Не добавляло оптимизма инвесторам и прохладное отношение премьер-министра России Владимира Путина к строительству третьей взлетно-посадочной полосы (ВПП) в Домодедово. На совещании, посвященном развитию московского авиаузла, премьер сказал, что третью полосу нужно строить прежде всего в Шереметьево. «По Домодедово решений не принято. Обращайтесь в Минтранс», — заявил тогда премьер-министр в ответ на просьбу Дмитрия Каменщика построить третью полосу в его аэропорту.

Но еще на прошлой неделе все эти риски были устранены. Выяснилось, что претензии Генпрокуратуры возникли не к Международному аэропорту Домодедово, а к государственному ФГУП «Администрация аэропорта Домодедово», которое передавало аэропорту в аренду государственное аэродромное имущество. Успешно решился вопрос и со взлетно-посадочной полосой. Минтранс России официально принял решение о строительстве в аэропорту Домодедово ВПП взамен ВПП-2, которая будет выведена из эксплуатации в 2015 году. Это судьбоносное для Домодедово событие: без новой полосы аэропорт просто не в состоянии расширять свои мощности. Новая полоса, которая разместится на расстоянии 1,8 км к востоку от ВПП-2, позволит Домодедово нарастить пассажиропоток с 23 млн до 50 млн человек в год. Строительство начнется уже этой осенью, а завершится в конце 2015 года. При этом часть расходов, связанных с подготовкой территории к строительству федерального объекта, аэропорт Домодедово возьмет на себя. Таким образом, отмена IPO, судя по всему, с политикой не связана. Скорее всего, Дмитрий Каменщик решил просто подождать, пока его актив еще больше вырастет в цене.