Заработают не все

Русский бизнес
Москва, 06.06.2011
«Эксперт» №22 (756)
Рост спроса на туристические услуги сопровождается обострением конкуренции и демпингом среди туристических компаний. Серьезно настроенные туроператоры предпочитают не ввязываться в ценовые войны, а работать над качеством продукта и эксклюзивными предложениями

Фото: Алексей Андреев

«Потребительский спрос на туристические поездки полностью восстановился после кризиса и продолжает расти, число туристов в этом году еще увеличится, но экономика отрасли оставляет желать лучшего» — так охарактеризовал ситуацию на туристическом рынке Владимир Каганер, генеральный директор компании «Тез-тур». С этой оценкой согласны и другие участники рынка, отмечая, что вместе с потребительским спросом растет и конкуренция. Множество операторов, стремясь завоевать рынок, ведут рискованную демпинговую политику, превращая свои компании в настоящие кредитные пирамиды. Зарабатывать на таком рынке туроператорам становится труднее. Остается либо ждать, когда наиболее рисковые игроки обанкротятся (как это произошло с небезызвестным «Капитал-туром» осенью прошлого года) и уйдут, освободив другим рыночное пространство, либо вообще не вступать в ценовые войны и развивать иные преимущества: качество сервиса, эксклюзивные предложения, нишевые продукты.

Турист вернулся и подешевел

По данным Ассоциации туроператоров (АТОР), в наиболее удачный для тур­отрасли докризисный 2008 год число туристов, выехавших за рубеж, достигло 11,3 млн человек, до этого отрасль ежегодно прирастала в среднем на 20%. В кризисный 2009 год произошел спад до 9,5 млн, а уже в 2010 году этот показатель вырос до 12 млн человек. Прогнозы на текущий год тоже очень хорошие: по всем направлениям, кроме Египта, операторы отмечают рост продаж на 20–30%. Глубина продаж — раннее, за несколько месяцев до поездки, бронирование туров — также значительно выросла: в разных компаниях называют цифры 50, 60 и даже 80%. И несмотря на то, что в первом квартале отрасль недосчиталась порядка 300 тыс. туристов из тех, кто не поехал в Египет и другие страны Северной Африки (данные АТОР), общее число туристов в текущем году будет никак не меньше прошлогоднего.

Внутри потребительского спроса по-прежнему превалирует экономсегмент. Алексей Рогов, директор выездного департамента компании «Роза ветров», отмечает: «Если в докризисный период около трети наших туристов выбирали пятизвездочные отели, то сегодня этот сегмент составляет только 15 процентов. Люди хотят поехать в Европу, но при этом платить за отель 15–20 евро в сутки. Нам приходится искать новые отели, более дешевые. Мы, конечно, пытаемся находить такие, где хотя бы тараканов нет». О том, что турист «подешевел», говорит и Владимир Каганер из «Тез-тура». А те, кто готов тратить на отдых много, свои деньги стали тщательно считать, добавляет директор компании UTS Алексей Крылов: «Если раньше хорошо обеспеченные туристы могли поехать на модный курорт и жить там месяцами в отеле, то сегодня они предпочитают найти апартаменты на все лето или даже на весь год. По стоимости это выходит примерно так же, но за свои деньги все теперь хотят получить максимум возможного».

Российский турист всегда был чувствителен к цене, падок на «специальные предложения» (читай: низкие цены), и после кризиса эта тенденция лишь усилилась, считают операторы. «В кризис у нас даже сложилас

Новости партнеров

«Эксперт»
№22 (756) 6 июня 2011
Кризис в Белоруссии
Содержание:
Экономика ушла в оппозицию

Экономические проблемы Белоруссии связаны с нежеланием властей страны отказаться от административного подхода к управлению экономикой

Без рубрики
Экономика и финансы
Реклама