Львы, быки и голуби

Культура
Москва, 13.06.2011
«Эксперт» №23 (757)
В Венеции открылась Международная биеннале современного искусства. На главной арт-площадке планеты задаются художественные тренды, идет обмен опытом и поиск новых имен

Фото: Олег Краснов

Венецианцев можно считать прародителями всемирного движения биеннализации, поглощающего год за годом все страны и континенты и ставшего, как показывает история, действенным маркетинговым рычагом в развитии отдельных городов и стран. Биеннале современного искусства в мире уже около ста сорока, однако венецианская, несмотря на почтенный возраст (в этом году ей стукнуло 116 лет), была и остается самым престижным форумом и главной «зоной современного искусства» — участие в ней художников и кураторов неизменно повышает как оценочную стоимость работ, так и ценность резюме.

Садовое поселение

Все началось еще в 1893 году, когда венецианский консул Риккардо Сельватико сначала придумал проводить здесь художественные выставки итальянских художников, а затем затеял и международный смотр. Через два года в чудесных садах Джардини открыли первую биеннале в тогда еще единственном здесь строении в неоклассическом духе — палаццо Экспозиционе, ставшем впоследствии павильоном Италии. Предприимчивый итальянец попал в точку: первая выставка пропустила через себя больше двухсот тысяч посетителей, привлекая не только туристов, охочих до ренессансных и барочных прелестей, но и неравнодушных современников. В следующие десять лет выставочная концепция поменялась, и было принято решение устраивать показы на манер Всемирной торговой выставки — у каждой страны свое представительство. Первыми собственными павильонами в садах обзавелись Бельгия, Германия, Великобритания и Франция, затем, в 1914 году, и Россия. Всего же в прошлом веке, до того как власти города решили приостановить строительство, обладателями «недвижимости» в Джардини успели стать 29 государств. Все остальные страны-участницы снимают на время биеннале многочисленные палаццо плавучего города.

В 1930-х годах к художественной составляющей добавились фестивали других видов искусств — театра, танца и кино, что позволило Венеции стать настоящим центром международного contemporary art.

Свою нынешнюю структуру биеннале обрела в 1999 году. Кроме национальных павильонов здесь стали делать так называемый основной проект, где приглашенный куратор с мировым именем устраивает большую интернациональную выставку работ, объединенных придуманной им темой. Площадками основного проекта становятся расположенное по соседству с садами гигантское здание Арсенала (около 17 тыс. кв. м) и палаццо Экспозиционе. Кстати, нюансом нынешней выставки стали четыре «парапавильона», архитектурные инсталляции, выстроенные художниками основного проекта для демонстрации работ своих коллег.

Свет и цвет

В этом сезоне куратором основного проекта приглашена Биче Куригер, знаменитый историк искусств из Швейцарии, основатель авторитетного арт-журнала Parkett и худрук Kunsthaus Zurich. Тема как всегда выбрана многозначительная — ILLUMInations, что можно трактовать и переводить и как «Цвет нации», и как «Освещение», и как «Иллюминации». Название, по замыслу Куригер, предлагает широкий ассоциативный ряд: от искусства средневековых иллюминированных рукописей и

У партнеров

    «Эксперт»
    №23 (757) 13 июня 2011
    Пенсионная система
    Содержание:
    Совсем другая пенсия

    Минздрав разработал проект новой пенсионной реформы. Первыми на эти планы отреагировали негосударственные пенсионные фонды, заявив, что правительство собирается ликвидировать их бизнес

    Международный бизнес
    Реклама