Обедневшие города

Международный бизнес
Москва, 13.06.2011
«Эксперт» №23 (757)
Экономический кризис и растущие социальные расходы опустошили бюджеты немецких городов. Усугубляющаяся зависимость от кредиторов становится реальной угрозой городскому самоуправлению

Фото: Сергей Жегло

Суммарный дефицит городских бюджетов Германии в прошлом году составил 7,8 миллиарда евро. И это еще не так плохо, как мы ожидали. Финансовые проблемы затрагивают все немецкие города. Я могу назвать регионы, где эти проблемы проявляются особенно остро, но не могу назвать ни одного города, в котором дела шли бы по-настоящему хорошо», — в разговоре с «Экспертом» представитель немецкого Союза городов и общин Уве Циммерманн не скрывает своей озабоченности.

Союз городов и общин (самоуправляемых поселений) объединяет более 11,5 тысячи населенных пунктов страны. Именно независимые города и общины на протяжении веков были одним из важнейших элементов общественного устройства Германии. Первые союзы городов появились на немецкой земле еще в XI веке, а городское самоуправление стало провозвестником демократии. Сегодня из-под этого тысячелетнего здания стремительно уходит финансовый фундамент. Мэрии городов вязнут в долгах, по всей стране практически невозможно найти город, способный похвастаться бездефицитным бюджетом.

Кризис социальных платежей

«Города особенно сильно пострадали от мирового финансового кризиса, — рассказывает исполнительный директор аналитического центра общественной экономики Лейпцигского университета Оливер Роттманн. — Они вынуждены нести высокие расходы, на которые лишь весьма ограниченно могут влиять, поскольку очень многое определяется федеральной землей. Расходы эти сократить нелегко. По особенно дорогим статьям, например, соцрасходам, установлены законодательные нормы, и они не могут быть урезаны. С другой стороны, приносящие доход местные налоги, в частности налог на прибыль компаний, очень зависят от конъюнктуры. Общины страдают от низких доходов, но их повышение, например, через увеличение ставки налога на доходы предприятий, сделает города непривлекательными для фирм. Наконец, на города давят большие долги, особенно краткосрочные кредиты».

С экспертом университета Лейпцига полностью согласен Франк Ципфель, аналитик компании Deutsche Bank Research: «Социальные расходы — самая большая проблема городов. В последние годы они взлетели до небес. Пару лет назад федерацией и землями был введен ряд мер, например, обеспечение социального минимума безработным или помощь пожилым гражданам. Тогда предполагалось, что это будут единичные случаи, но в реальности все оказалось иначе. Объем платежей постоянно увеличивался. Сейчас по этому поводу ведется дискуссия, и федерация обещает начать со следующего года брать на себя часть этих расходов — по четыре миллиарда евро в течение четырех лет», — говорит г-н Ципфель.

Однако вряд ли 4 млрд евро в год существенно облегчат положение городов. В прошлом году дефицит городских бюджетов составил 7,8 млрд евро. При том что прогнозы, строившиеся на менее удачной экономической конъюнктуре, говорили о возможном дефиците до 12 млрд евро. Ежегодные расходы городских бюджетов Германии на социальные нужды составляют 42 млрд евро, и это почти четверть всех городских трат. Если в 1995 году объем социальных платежей

У партнеров

    «Эксперт»
    №23 (757) 13 июня 2011
    Пенсионная система
    Содержание:
    Совсем другая пенсия

    Минздрав разработал проект новой пенсионной реформы. Первыми на эти планы отреагировали негосударственные пенсионные фонды, заявив, что правительство собирается ликвидировать их бизнес

    Международный бизнес
    Реклама