На Москву!

Василий Лебедев
20 июня 2011, 00:00

Строительная группа ЛСР выкупила крупный кирпичный завод в Подмосковье. Питерцы выстраивают в Московском регионе ту же самую цепочку, что и у себя: от производства всей линейки материалов до строительства. Именно благодаря такому подходу ЛСР избежала краха в кризис и сегодня получает шанс экспансии в другие регионы

Фото: ИТАР-ТАСС

На прошлой неделе стало известно, что петербургская группа ЛСР завершила приобретение 93,44% уставного капитала одного из крупнейших в стране производителей лицевого кирпича — подмосковного ОАО «Павловская керамика». Сумма сделки составила 1,24 млрд рублей. По меркам кирпичного рынка это весьма приличные деньги. Вслед за этим от ЛСР пришла еще одна новость — компания приобрела месторождения известняка и глины в Рязанской области и собирается построить на них собственный цементный завод. Мы уже много раз слышали заявления о подобных намерениях, но не верить группе ЛСР нет оснований, ведь именно эта компания первой в России после тридцатилетнего перерыва построила совершенно новый цементный завод (см. «Блокада прорвана», «Эксперт» № 48 за 2010 год). Похоже, ЛСР и ее владелец сенатор Андрей Молчанов всерьез вознамерились покорить московский строительный рынок и попытаться занять на нем место некогда могущественной «Интеко», сейчас уходящей в небытие.

Подарок из ломбарда

«Павловская керамика» — завод по производству облицовочного кирпича, расположенный в подмосковном Павловском Посаде. Завод находится на промплощадке, существующей с конца XIX века, но отнюдь не является рухлядью. В 2006–2008 годах владевшая им удмуртская группа АСПЭК провела полную реконструкцию: все старые производственные корпуса были демонтированы, на их месте построены новые, проведена современная инженерия, установлено новое оборудование. Фактически завод был возведен с нуля. После реконструкции он стал одним из крупнейших в Центральной России, с мощностью 70 млн штук кирпича в год. Реконструкция осуществлялась на заемные деньги, всего было вложено около 50 млн долларов. Не успел завод раскрутиться и выйти на полную мощность, как грянул кризис. Спрос на кирпич сильно упал, продажи встали, а отдавать кредит и проценты по нему была вынуждена головная структура — группа АСПЭК. Продержав завод на своей шее год, компания не выдержала и в апреле 2010 года отдала 93,44% акций «Павловской керамики» и Павловско-Посадского горнодобывающего объединения, сырьевой базы завода, Сбербанку за долги. Таким образом, задолженность АСПЭКа перед Сбербанком была урегулирована, а «Павловская керамика» перешла в руки банкиров.

Известно, что банкиры, как правило, не любят возиться с промышленными предприятиями, достающимися им за долги. Ведь если завод достался тебе за долги, значит, дела его совсем плохи и придется восстанавливать бизнес. Но для этого в первую очередь необходимо наладить сбыт, для чего нужно хорошо знать рынок, а банкиры такими знаниями не обладают. Кроме того, придется поработать и над снижением себестоимости производства, для чего необходимо с умом подойти к изменению технологической цепочки и поставщиков (это еще более сложная задача для банковских работников). Для Сбербанка ситуация осложнялась еще и тем, что во время кризиса в его собственность попало такое количество всякого промышленного добра, что об эффективном управлении им и речи не шло. Выход один — продажа по остаточной стоимости стратегическому инвестору. В это же время группа ЛСР, без потерь пережившая кризис (см. график 1), подыскивала себе кирпичный завод в Московском регионе. В окрестностях крупнейшего мегаполиса она принялась скупать всевозможные производства стройматериалов: карьеры с щебнем и песком, бетонные производства, заводы ЖБКИ и прочее. В ЛСР были рады воспользоваться возможностью купить «Павловскую керамику». Комментирует управляющий ОАО «Победа ЛСР» Сергей Бегоулев:

— По нашей оценке, стоимость строительства нового кирпичного завода по производству лицевого кирпича годовой мощностью 70 миллионов штук с учетом применяемых технологий и затрат на строительно-монтажные работы составляет 70–80 миллионов долларов, то есть более двух миллиардов рублей (без учета затрат на приобретение земельного участка и проведение инженерии). Плюс срок реализации нового проекта, который в среднем составляет два года с начала проектных работ.

Поскольку «Павловская керамика» была оценена в 1,325 миллиарда рублей (это процентов на десять меньше ее балансовой стоимости), получается, что продана компания была за 60 процентов от ее реальной стоимости.

Разгуляться не получится

Кирпичный рынок вместе со строительным наиболее сильно пострадал от кризиса: по данным Росстата, производство упало почти в два раза. По словам Михаила Бурмистрова, генерального директора «INFOLine-аналитика», «практически все новые предприятия, запущенные в 2008–2010 годах, мощностью более 50 миллионов штук условного кирпича в год (например, “Тверская керамика”, “Павловская керамика”, “Славянский кирпич”, Обидимский кирпичный завод, Верхневолжский кирпичный завод и некоторые другие), построенные или модернизированные с привлечением заемных средств, сейчас в сложном положении. Финансовые модели, заложенные в их бизнес-планах, не предполагали столь существенного сокращения емкости рынка в условиях экономического кризиса и столь медленного восстановления в 2010 году».

Но говорить о том, что на кирпичном рынке намечается консолидация, пожалуй, преждевременно. Да, есть заинтересованность одной из сторон — это заводы в банкротном и предбанкротном состоянии, готовые продаться, — но, по-видимому, никому они особенно не нужны. Крупных холдингов, держащих по несколько заводов в разных регионах страны, на кирпичном рынке нет, а строители, за исключением ЛСР, пока лишь оправляются от кризиса и скупать кирпичные заводы не спешат. Так что случай с «Павловской керамикой» — единичное событие. Группа ЛСР хотела обзавестись собственным производством лицевого кирпича в Подмосковье для своих нужд. Эту задачу она выполнила, так что в обозримом будущем кирпичные заводы в этом регионе группе вряд ли понадобятся. «Павловскую керамику» бы обеспечить заказами.

При мощностях 70 млн штук условного кирпича «Павловская керамика» в 2008-м, 2009-м и 2010 годах произвела соответственно 20, 14 и 22 млн штук, то есть загрузка мощностей составляла меньше 30%. В этом году планируется произвести 32 млн штук. Достаточно значимая часть кирпича, скорее всего, станет использоваться на объектах самой ЛСР. Кроме того, надо учесть, что в первое время компании будет трудно работать на московском рынке, ведь у нее здесь нет привычной околомонопольной позиции, как в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Взвинчивать цены не получится, здесь есть конкуренты (см. график 2), в частности завод Wienerberger во Владимирской области и Голицынский кирпичный завод в Московской области.

Вторая проблема фундаментальная — уменьшение потребления кирпича в строительстве. В основном падает потребление строительного кирпича, но и лицевого, который производит «Павловская керамика», стали использовать меньше. По словам Михаила Бурмистрова, «проблема для лицевого кирпича — вытеснение его другими материалами и технологиями, например ячеистым бетоном для стен и перегородок, керамогранитом и вентфасадом для облицовочных работ, а также развитием других систем домостроения (монолитное и каркасное). При этом конкурентоспособность кирпича по сравнению с другими строительными материалами и конструкционными системами резко снизилась после ужесточения в 1995-м и 2003 годах требований к теплотехническим характеристикам стен, установленных СНиПом “Строительная теплотехника”. При этом низкие темпы роста спроса на лицевой кирпич в Московском регионе связаны и с распоряжением министерства строительного комплекса Московской области от 23 мая 2008 года № 18 “О применении трехслойных стеновых ограждающих конструкций с внутренним слоем из плитного эффективного утеплителя и лицевым слоем из кирпичной кладки при строительстве гражданских зданий на территории Московской области”, которое ограничивает использование подобных конструкций при строительстве объектов».