«Арт-Базелю» биеннале не помеха

Культура
Москва, 27.06.2011
«Эксперт» №25 (759)
Пока 54-я Венецианская биеннале собирает противоречивые отзывы, крупнейшая в мире ярмарка современного искусства «Арт-Базель» продемонстрировала не только высокие финансовые показатели, вернув бодрое настроение рынку, но и кураторскую волю, вернув арт-сообществу веру в пользу масштабных событий

Фото: Анастасия Митюшина

Ярмарку «Арт-Базель», проходящую после открытия Венецианской биеннале, обычно сравнивают с ее некоммерческим собратом по уровню интереса со стороны коллекционеров, кураторов и экспертов. В 2011 году это сравнение сходит на нет само собой. Более 300 галерей-участниц из 35 стран, большинство из которых уехали вполне довольными. Редкие находки в рамках раздела Art Unlimited (здесь выставляют крупномасштабные инсталляции звезд). Раздел Art Statements, превратившийся из экспериментальной площадки с обрывочными высказываниями в убедительное заявление 27 молодых художников. Три премьерных показа в рамках блока Art Film. Развитие прошлогодней, несколько невнятной, затеи Art Parcours (искусство на улицах города), которая стала выверенным проектом, действительно заново открывающим город. «Арт-Базелю» даже удалось добавить самоиронии, на что у коммерчески ориентированных событий редко хватает смелости, сделав частью ярмарки проект Антона Видокля «Временной банк», исследующий неадекватность сегодняшней оценки времени. Не отреагировать на все это зритель не мог, а потому прошлогодний рекорд посетителей (60 тысяч) побит и теперь составляет 65 тысяч за пять дней.

Растущая география бренда

В канун открытия 42-го «Арт-Базеля» главной новостью стало изменение ярмарочного ландшафта: «Арт-Базель» приобрел контрольный пакет азиатской ярмарки «Арт-Гонконг», а лондонская ярмарка Frieze объявила о проведении еще одной ярмарки под своим брендом в Нью-Йорке в мае 2012 года, а также о новой ярмарке Frieze Masters в Риджентс-парке, по соседству с основной ярмаркой, сделавшей себе имя на экспериментальном искусстве. Теперь Frieze и «Арт-Базель» не только сравнялись по доле присутствия на американском рынке и стали похожи по тактике охоты за зрителем, основанной на консолидировании старого и нового искусства, но и станут конкурентами за внимание поклонников искусства в мае. Подобная политика дает повод заново присмотреться к двум ведущим ярмарочным брендам и оценить их жизнеспособность. «У каждой галереи своя мотивация, в какой ярмарке участвовать, в какой — нет. Мы в прошлом году были на “Арт-Гонконге” впервые и открыли там офис, потому точно вернемся снова. Каждый год мы также участвуем в парижской FIAC, “Арт-Брюсселе” и Armory Show. Но на следующий год пока ничего не решено», — говорит директор Simon Lee Gallery Кэтрин Бертон.

«Арт-Базель» вызывает наименьшие опасения, поскольку преимущественно работает на опережение, чувствуя глобальную конъюнктуру и не упуская тактических мелочей (после неудобств прошлого года на Art Parcours был введен свободный вход, а большинство музеев на время ярмарки продлили часы работы, чтобы галеристы тоже смогли попасть на выставки).

Кроме того, «Арт-Базель» всегда избегает резких решений. Состав новичков этого года сбалансирован — как географически, так и по характеру искусства: есть и экспериментаторы (парижские Art: Concept и gb agency, нью-йоркская Bortolami, лондонская Cabinet, берлинские Bortolozzi и Kamm), и галереи-дилеры, больше работа

У партнеров

    «Эксперт»
    №25 (759) 27 июня 2011
    Реформа здравоохранения
    Содержание:
    Медицине требуются экономисты

    В рамках реформы здравоохранения правительство существенно увеличивает финансирование отрасли. Однако отсутствие четкого законодательного разделения коммерческой и бесплатной медицины, методик расчета издержек медучреждений может привести к росту платных услуг и снижению качества медицинской помощи

    Международный бизнес
    На улице Правды
    Реклама