Фестиваль как трансформер

Культура
Москва, 27.06.2011
«Эксперт» №25 (759)
В столице открылся 33-й Московский международный кинофестиваль

Фото: Архив пресс-службы

Вся неделя в кинематографической Москве будет проходить под знаком ММКФ. В кинотеатре «Октябрь» идут конкурсные и внеконкурсные показы. В «Художественном» тусуются критики. В Доме кино — премьеры новейших русских фильмов. В бесконечных ночных клубах — вечеринки с претензией на гламурность. И повсюду неизменные дискуссии о том, что такое Московский международный кинофестиваль — «наше все» или беспомощная имитация, интересная только его организаторам и сходящим с ума от летнего безвременья журналистам.

Из парадоксальных новостей: фильмом открытия стали «Трансформеры-3: Темная сторона Луны» Майкла Бэя. С одной стороны, конечно, абсурд: трудно придумать проект, настолько далекий от любых, даже самых диких представлений о фестивальном кино. С другой стороны, история взаимовыгодная. Голливуд привозит в Москву съемочную группу ожидаемого высокобюджетного подросткового блокбастера, имея в виду прокатный потенциал картины (как показал опыт недавних «Пиратов Карибского моря-4», да и предыдущих «Трансформеров», подобные визиты оправдывают себя на уровне кассовых сборов), а отсутствие красотки Меган Фокс, которую ныне сменила новая девушка главного героя, фотомодель Рози Хантингтон-Уитли, компенсируется концертом группы Linkin Park на Васильевском спуске. ММКФ же таким образом пытается избавиться от устойчивого аромата нафталина, показав себя молодым и агрессивным форумом без лишних комплексов. Всем удобно. В этом контексте теряет значение тот факт, что «Трансформеры 3» — один из самых глупых и бессмысленных фильмов в истории мирового кинематографа.

Стоп. А может, это тоже важно? ММКФ ругают много и активно — так не пора ли дать критиканам достойный ответ? Например, негласно превратить его в главный мировой смотр трэша. Ни для кого не секрет, что конкурс ММКФ и тем паче второй, параллельный конкурс «Перспективы» — прибежище для арт-трэша, фильмов «с претензией», которые настолько маргинальны, что не попадают даже на экраны тех двух-трех столичных кинотеатров, которые прокатывают «кино не для всех». Предвидя возмущение отборщиков, напомню, что редкие нероссийские лауреаты ММКФ прошлых лет — обладатели главного приза! — так и не вышли в наш прокат: ни венесуэльский «Брат» (2010), ни иранский «Проще простого» (2008), ни шведский «О Саре» (2006). Потому ликуют руководители фестиваля, если международное жюри выбирает в победители наших соотечественников: этот фильм по меньшей мере можно будет предъявить публике! В конкурсе ММКФ-2011 два российских фильма, «Сердца бумеранг» Николая Хомерики и «Шапито-шоу» Сергея Лобана, и как минимум второй из этих молодых авторов вполне осознанно работает на поле трэша. Его нашумевшая «Пыль» — декларативно «мусорное» кино.

Вернемся к шумным космическим роботам Майкла Бэя. Их присутствие в основной программе ММКФ наводит еще на одну аналогию. Любые другие фестивали пытаются как можно четче определить свое место на мировой карте, свою нишу: Канны — самый главный и самый гламурный, Берлин — самый политический, Венеция — самый экспе

У партнеров

    «Эксперт»
    №25 (759) 27 июня 2011
    Реформа здравоохранения
    Содержание:
    Медицине требуются экономисты

    В рамках реформы здравоохранения правительство существенно увеличивает финансирование отрасли. Однако отсутствие четкого законодательного разделения коммерческой и бесплатной медицины, методик расчета издержек медучреждений может привести к росту платных услуг и снижению качества медицинской помощи

    Международный бизнес
    На улице Правды
    Реклама