Чайковский после апгрейда

Культура
Москва, 04.07.2011
«Эксперт» №26 (760)
XIV Конкурс Чайковского, который, как и положено конкурсу, не обошелся без скандалов, назвал своих героев. За престиж русской исполнительской школы отвечает фортепианная номинация, за международное реноме конкурса — струнные. Усиливающуюся роль азиатов в мире классической музыки демонстрируют вокалисты

Фото: ИТАР-ТАСС

Первое, что плотоядно спрашивает о конкурсе не погруженный в него обыватель: есть ли скандалы? И с этой точки зрения можно констатировать, что, да, конкурс состоялся. Есть и скандалы (творческие и не очень), и недовольство публики (сдававшей в кассу билеты на третий тур пианистов после объявления тех, кто в него прошел), и оппозиция прессы (которая предприняла попытку создать альтернативный приз критики, но встретила могучий отпор председателя конкурса Валерия Гергиева), и шум в интернете (на пространствах которого XIV конкурс поселился очень масштабно — в виде прямых трансляций, официальных и неофициальных блогов, обсуждений и голосований).

Об обновлении конкурса, решившего восстановить свое пошатнувшееся реноме, было объявлено задолго до его начала. Начиная от логотипа, сотворенного нью-йоркской звездой Иваном Чермаевым, и заканчивая церемонией награждения, впервые отсоединенной от утомительного гала-концерта лауреатов и скроенной (не слишком, правда, ловко) по типовой кальке такого рода шоу, — все кричит о его новой жизни.

Конкурс Чайковского впервые в своей истории проходил не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге. Москве оставили самую имиджевую номинацию — фортепиано, а также виолончель. В Питер поехали скрипачи и — что естественнее всего монтируется с основным местом работы нынешнего председателя конкурса — вокалисты. Певческая номинация при этом больше шиковала составом жюри, в которое входили такие легенды ХХ века, как Рената Скотто, Елена Образцова, Владимир Атлантов, чем общим уровнем участников. Только половина премий присуждена, но «золото» есть и у женщин (Сун Янг Сео), и у мужчин (Чжонмин Парк), и в обоих случаях оно отправляется в Корею.

У скрипачей как раз «золота» нет, что всегда выглядит грустно. К тому же остался неприятный осадок из-за срезанного на втором туре швейцарского питерца Андрея Баранова. Вторая премия поделена между россиянином Сергеем Догадиным и израильтянином Итамаром Зорманом. Зато желанную международность, причем не только за счет участников из Юго-Восточной Азии, конкурса доказывает список остальных лауреатов.

Тем же самым может гордиться и виолончельная номинация, изначально сильная именно европейскими участниками. Среди победителей — ни одного россиянина, хотя первое место получил вполне себе русскоговорящий представитель Армении Нарек Ахназарян, темпераментный любимец публики, с которым к тому же связана прогремевшая по интернету история неприличного поведения столь нелюбимого музыкантами дирижера Марка Горенштейна. Его обычное ежедневное хамство стало всеобщим достоянием благодаря онлайн-трансляции и моментально раздулось до устрашивших международную общественность националистических проблем (вовсе не имевшихся в виду). В результате дирижеру пришлось извиниться и оперативно взять больничный, а Ахназарян превратился в главного героя конкурса.

В фортепианной номинации притаилась главная интрига. Начиналось все на подъеме, Большой зал Консерватории был переполнен даже на утренних прослушиваниях, первый ту

Новости партнеров

«Эксперт»
№26 (760) 4 июля 2011
Москва
Содержание:
Большая Москва — 2050

Ключевым элементом программы расширения Москвы должен стать международный градостроительный конкурс

Экономика и финансы
Русский бизнес
Индикаторы
Реклама