Человек дырявый

Культура
Москва, 04.07.2011
«Эксперт» №26 (760)
В рамках Года Испании в России в Московском музее современного искусства на Петровке проходит выставка «Шедевры ХХ века из коллекции Института современного искусства Валенсии»

Фото: Олег Краснов

Сравнительно недавно, по случаю своего юбилея, Московский музей современного искусства на Петровке получил новую экспозицию, которая сразу придала его коллекции некоторую академичность (насколько академичным в принципе может быть собрание актуального искусства). То же можно сказать и о расположившейся там сегодня выставке из Валенсии: ее куратор Франсиско Хараута словно решил прочесть исчерпывающую лекцию об истории европейского и американского модернизма, его истоках и течениях. Он, кажется, стремился не оставить без иллюстраций ни одного аспекта этой непростой истории, благо собрание института IVAM (Instituto Valenciano de Arte Moderno) позволяет это сделать в полной мере.

Эпос обыденных вещей

Всякому, кто хочет разобраться в западном искусстве периода между мировыми войнами, неизбежно кажется, что он погружается в какой-то хаос — течения, направления, группировки (иногда существующие не дольше года) наслаиваются друг на друга, пересекаются, художники меняют манеры и то пишут маслом по холсту, то творят в жанрах, не поддающихся определению. В России в первые десятилетия ХХ века картина художественной жизни была схожей. Но чем ближе к 1930-м, тем она становилась однороднее и однороднее, пока все, что было в 1910 и 1920 годы, не оказалось перечеркнуто единственным официально разрешенным стилем. На Западе же авангардным экспериментам не было конца. Искусство, которое возникло в период нашего вынужденного «простоя» и сожительства с художественным официозом, по большому счету, в российских музеях не представлено…

Среди вещей, приехавших из Валенсии, практически нет хрестоматийных или знаменитых произведений. Но есть много тех, по которым можно хорошо представить себе основные направления и главных действующих лиц. Там выставлены «мобили», иначе говоря, кинетические скульптуры Александра Колдера. Эти подвижные композиции из шариков и других маленьких фигурок, связанных между собой тоненькими проволочками и палочками, иногда похожи на развивающие детские игрушки, только очень простые. На самом деле в этой схожести ничего удивительного нет — авангардные эксперименты, если они не прерываются, медленно-медленно, но неизбежно из области чистого изучения формы проникают в дизайн и там рано или поздно превращаются в вещи.

Тот же период 1920–1930-х представляют и инсталляции Курта Швиттерса — художника, придумавшего новый способ использования разных «найденных» вещей — объектов ready made, которые впервые поселил в пространстве искусства Марсель Дюшан. Дюшан брал обыденные предметы и объявлял их произведениям, а Швиттерс собирал всякий мусор (веревочки, сеточки, деревяшки, этикетки и т. д. и т. п.) и делал из них своего рода предметные коллажи, которые называл мерц-картинами («merz» ничего не значит, это только часть из названия банка Kommerz und Privatbank, которое фигурирует в некоторых его работах). Проникновение в мир художества предметов, фотографии, печатной графики и всего того, что привело к повальному увлечению инсталляцией и чье присутствие в искус

Новости партнеров

«Эксперт»
№26 (760) 4 июля 2011
Москва
Содержание:
Большая Москва — 2050

Ключевым элементом программы расширения Москвы должен стать международный градостроительный конкурс

Экономика и финансы
Русский бизнес
Индикаторы
Реклама