Как мытари доят верблюдов

Русский бизнес
Москва, 04.07.2011
«Эксперт» №26 (760)
Если налоговая инспекция решит, что ваша компания — верблюд, доказывать обратное практически бесполезно. А вот о количестве горбов стоит поторговаться

В России идет необъявленная война государства и бизнеса. Чтобы отбиваться от тотального прессинга налоговых органов, надо обладать стальными нервами, колоссальным терпением и специальными знаниями.

За один только прошлый год и только в Москве мытари провели 56,5 тыс. выездных налоговых проверок. Это в семь раз больше, чем в 2002 году. «Если к вам пришли с проверкой, будьте уверены: нарушения найдутся неизбежно, — вздыхают предприниматели. — Речь идет лишь о минимизации суммы доначислений». Всего за прошлый год по результатам выездных проверок было доначислено налоговых требований (с учетом пени и штрафов) почти на 313 млрд рублей. И лишь 15% решений было отменено вышестоящим налоговым органом по результатам апелляций налогоплательщиков.

«За восемь лет работы я не помню ни одного дня, когда бы налоговая инспекция не проверяла либо центральный офис, либо филиалы нашей компании, — сетует финансовый директор крупной фирмы — производителя продовольствия. — Технология у нас отработана давно: к общению с проверяющими допускается строго ограниченный круг специально инструктированных лиц, ну и “чай-кофе-обед” по первому требованию».

Риск контрагента

Львиная доля споров в последнее время связана с выявлением налоговыми органами в цепочке движения товаров и услуг недобросовестных (подставных) компаний, в просторечии именуемых фирмами-однодневками. В январе нынешнего года специальный законопроект, направленный на борьбу с такими фирмами, был одобрен правительством и готовится к внесению в Государственную думу.

Борьба нацелена на пресечение коррупциогенных денежных потоков. Однако тотальное усиление налогового контроля ставит под удар любого налогоплательщика в случае установления признаков недобросовестности его контрагента. И тем самым создает питательную среду для коррупции. Ведь в налоговых инспекциях работают не рыцари без страха и упрека, а скромные служащие с совсем незавидной белой зарплатой. Закручивание «налоговых гаек» приводит к усилению денежного потока в адрес конкретных налоговиков — чтобы вовремя шепнули о готовящейся проверке, закрыли там, где можно, глаза на несоответствия в сданных документах и т. п.

Если вы — неважно, сознательно или нет, — вступали в экономические отношения с недобросовестной компанией, именно вашему предприятию, а не фирме-однодневке будут предъявлены претензии в получении необоснованной налоговой выгоды (в форме уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль и налогового вычета по НДС).

«При доказывании налоговым органом, что ваш поставщик не уплатил налоги, особое внимание уделяется показаниям генерального директора вашего поставщика, чье имя зафиксировано в учредительных документах, — рассказывает ведущий юрист компании «Пепеляев Групп» Александр Кузнецов. — Долгое время показания гендиректора контрагента, отрицающего свою связь с компанией, трактовались налоговиками однозначно как признак недобросовестности контрагента. Но в прошлом году практика значительно смягчилась — «отказные показания» гендиректора поставщика у

У партнеров

    «Эксперт»
    №26 (760) 4 июля 2011
    Москва
    Содержание:
    Большая Москва — 2050

    Ключевым элементом программы расширения Москвы должен стать международный градостроительный конкурс

    Экономика и финансы
    Русский бизнес
    Индикаторы
    Реклама