На благо регионов

Экономика и финансы
Москва, 04.07.2011
«Эксперт» №26 (760)
Замена НДС на налог с продаж может существенно упрочить финансовое положение российских регионов. Однако, по мнению экспертов, противоречия, заложенные в этом решении, способны перечеркнуть все его достоинства

Рисунок: Игорь Шапошников

В сфере государственного управления назревают серьезные перемены: российские власти намерены дать региональным и местным чиновникам больше свободы — как правовой, так и бюджетной. Именно такую задачу поставил перед правительством президент Дмитрий Медведев в Бюджетном послании.

Созданные главой государства две рабочие группы должны до конца года подготовить конкретные предложения. В частности, предстоит определить, какие полномочия могут быть переданы из федерального центра регионам и муниципалитетам, а также решить, за счет каких средств эти полномочия могут быть реализованы. Второй вопрос, по всей видимости, потребует пересмотра системы межбюджетных отношений и структуры налоговой системы, поскольку бюджетных доходов местных властей уже сейчас недостаточно для осуществления обязанностей, возложенных на чиновников Законом о местном самоуправлении.

В качестве одного из вариантов решения этой проблемы рассматривается замена федерального НДС на налог с продаж, который полностью будет зачисляться в региональные и местные бюджеты. Такая замена ожидается уже не первый год, поскольку НДС давно стал головной болью как для бизнеса, так и для налоговых органов. «Главные претензии к налогу: сложность его администрирования и несовершенство системы возмещения, порождающее ряд препятствий для покупателя, который пытается воспользоваться предоставляемыми льготами», — говорит Алексей Шестоперов, руководитель направления Национального института системных исследований проблем предпринимательства.

Сейчас у сторонников налога с продаж появился еще один довод в его пользу: возникнет реальная возможность передать в региональные и муниципальные бюджеты дополнительные доходы, тем самым укрепив эти структуры и обеспечив больше финансовой самостоятельности. «Сегодня местные бюджеты во многом финансируются за счет трансфертов из федерального центра, — считает Алексей Шестоперов, — поэтому у региональных и муниципальных властей практически нет стимула к развитию малого и среднего предпринимательства. Можно предположить, что введение налога с продаж станет именно таким стимулом». Действительно, логично ожидать, что благодаря введению регионального налога доходы бюджетов в каждом регионе страны возрастут пропорционально предпринимательской активности на их территории.

В качестве альтернативы введению налога с продаж обсуждается возможность сохранить НДС, но часть поступлений от него просто зачислять в региональные бюджеты. Однако у этого варианта имеется серьезный недостаток. «Необходимое условие для децентрализации налога — равномерно распределенная налоговая база, — считает руководитель направления Центра фискальной политики Наталья Голованова. — В отличие от НДС налог с продаж взимается с конечных продаж и поэтому распределен по территории страны относительно равномерно, платежи не концентрируются там, где зарегистрированы крупные компании. Например, в 2006 году больше половины НДС в Российской Федерации собиралось на территории пяти регионов. Неравномерность распределени

Новости партнеров

«Эксперт»
№26 (760) 4 июля 2011
Москва
Содержание:
Большая Москва — 2050

Ключевым элементом программы расширения Москвы должен стать международный градостроительный конкурс

Экономика и финансы
Русский бизнес
Индикаторы
Реклама