Взаимовыгодный ступор

Политика
Москва, 04.07.2011
«Эксперт» №26 (760)
Мирные переговоры по карабахскому вопросу зашли в тупик. Выйти из него в ближайшее время вряд ли удастся — ни одна из сторон в этом не заинтересована

Фото: РИА Новости

Двенадцатая по счету за последние три года встреча президентов Армении Сержа Саргсяна и Азербайджана Ильхама Алиева завершилась очередным провалом. Договоренностей о неприменении силы подписано не было. О дате следующего саммита никто даже и не заикается. Говорят, Дмитрий Медведев, выступавший посредником на этих переговорах, был чрезвычайно раздражен бескомпромиссной позицией обоих президентов, непонятно для каких целей собравших вокруг себя заинтересованные стороны.

Участники винят в провале друг друга, однако реальная его причина в том, что компромиссные подвижки не нужны ни одной из заинтересованных сторон. Армению полностью устраивает сложившийся статус-кво, а в Баку уверены, что время играет на них — и обе страны считают, что в перспективе им удастся получить все и сразу. Не заинтересованы в окончательном решении карабахского вопроса и две региональные сверхдержавы — Россия и Турция, — которые используют этот конфликт для укрепления своих позиций на Кавказе. Но еще больше они не заинтересованы в том, чтобы этот конфликт перерос в новую карабахскую войну, которая при отсутствии договоренностей вполне возможна.

При своих

На казанский саммит возлагали большие надежды. Российский МИД уверял, что встреча станет опорным пунктом в развитии ситуации вокруг Нагорного Карабаха. «Документ, который будет рассмотрен в Казани, представляет реальную основу для дальнейшего движения вперед и последующей подготовки всеобъемлющего мирного соглашения», — говорилось в заявлении российского внешнеполитического ведомства. По всей видимости, в основе документа лежали так называемые мадридские принципы, декларированные в 2007 году. Это возвращение Азербайджану территорий вокруг Нагорного Карабаха (семь азербайджанских районов, которые в Армении считают «зоной безопасности»); присвоение промежуточного статуса Нагорному Карабаху, что обеспечит гарантии безопасности и самоуправления; сохранение коридора, связывающего Армению с Нагорным Карабахом (Лачинский коридор); определение будущего окончательного правового статуса Нагорного Карабаха посредством имеющего обязательную юридическую силу волеизъявления его населения; право всех внутренних и перемещенных лиц и беженцев на возвращение в места прежнего проживания; международные гарантии безопасности, включая миротворческую операцию. Это означало начало переговоров о признании Азербайджаном независимости Карабаха в обмен на возвращение туда азербайджанских беженцев и переход под суверенитет Баку большей части «зоны безопасности». Но главное — стороны должны были подписать соглашение о неприменении силы в решении конфликта.

Такое соглашение было крайне важным — не случайно накануне саммита к его подписанию Сержа Саргсяна и Ильхама Алиева призывали и Россия, и целый сонм мировых лидеров, начиная от Барака Обамы и Николя Саркози и заканчивая Махмудом Ахмадинежадом. Регион как никогда близок к возобновлению войны, количество пограничных инцидентов в Карабахе увеличивается. Карабахские власти зафиксировали в 2010 году рост нар

У партнеров

    «Эксперт»
    №26 (760) 4 июля 2011
    Москва
    Содержание:
    Большая Москва — 2050

    Ключевым элементом программы расширения Москвы должен стать международный градостроительный конкурс

    Экономика и финансы
    Русский бизнес
    Индикаторы
    Реклама