404 Not Found

404 Not Found


nginx

О бельканто, или «Танкред»

Разное
Москва, 25.07.2011
«Эксперт» №29 (763)

Возможно, я бы и до сих пор знал Россини только по двум знаменитейшим его операм, но взялся как-то за стендалевскую книгу о нём. Листаю и дивлюсь: автор более чем умеренно жалует «Севильского», только что не уничтожает презрением божественную «Золушку» — и не жалеет восхвалений для «Танкреда». Разве что прямо не говорится, что маэстро Джоакино поступил бы мудро, кабы, дописав партитуру «Танкреда», немедленно помер, но и эта мысль носится в воздухе. Ну что — нашёл я «Танкреда», слушаю. Слушаю — и вскоре сознаю, что расплылся в блаженной ухмылке и не могу эту идиотскую ухмылку с лица согнать. Настоящее чудо. Пустившись затем знакомиться с россиниевскими операми seria подряд, я понял, что и «Отелло» чудесен, и «Телль», но «Танкред» — и впрямь нечто совершенно невиданное. Нет, и после него я не стал соглашаться с бестактными намёками того же Стендаля, что-де великий Моцарт был несравненным гением, когда речь шла о написании партии кларнета или, там, альта, но для человеческого голоса толком писать не умел; соглашаться, повторяю, не начал — но стал хоть примерно понимать, что этот французский сноб имел в виду. Ах, как звучат голоса в «Танкреде», как звучат! И как ясно становится, что ничего прекраснее человеческого голоса в мире нет!

Автору же «Танкреда» к дню премьеры был неполный 21 год. Безумно боясь провала (венецианская публика освистала его предыдущую оперу), он прятался под сценой — и лишь услышав аплодисменты и крики «браво» после увертюры, решился занять своё место за фортепьяно. Успех оперы был неимоверен — Венеция впала в сущее безумие. Даже во время заседаний суда судьям приходилось унимать публику, без конца распевавшую Mi rivedrai, ti rivedrò, непобедимую мелодию из выходной арии Танкреда. А ведь этой мелодии очень могло не быть — поначалу Россини написал совсем другую арию. Но, словно в плохом голливудском фильме, за два дня до премьеры капризная примадонна заявила, что петь арию не желает: ну не нравится она ей. И тогда маэстро на скорую руку сочинил ту самую Di tanti palpiti, которую через год распевала вся Европа, которой суждено было стать самой знаменитой арией Россини во всю его карьеру — и которая навсегда осталась бы фирменным знаком бельканто, кабы её в этом качестве не вытеснила Casta diva — ария, при всей её божественности, попроще.

«Танкред» был ошеломляюще нов сразу в двух отношениях. Во-первых, он не был скучен. Прежде в операх seria между номерами тянулись бескрайние, иногда и двадцатиминутные речитативы — надо же было героям во всей полноте доложить публике свои нескончаемые соображения о высоком. Россини внёс в seria всю живость и весь блеск оперы buffa — пустоты исчезли. Во-вторых, аккомпанемент. Тогдашние итальянские оркестры выучкой не блистали — и десятью годами позже в Италии ещё негде было, скажем, сносно исполнить «Дон Жуана». Поэтому оркестровка «Танкреда» хотя и гораздо более изобретательна, чем было принято (я где-то прочёл, что именно с Россини начался быстрый расцвет виртуозной оркестровки), но не сложна и п

У партнеров

404 Not Found

404 Not Found


nginx
«Эксперт»
№29 (763) 25 июля 2011
Медиаскандал
Содержание:
Империя под ударом

Медийный скандал в Британии ставит вопросы об отношениях СМИ, политики и общества, причем не только на Британских островах, но и за их пределами

Международный бизнес
Экономика и финансы
На улице Правды
404 Not Found

404 Not Found


nginx
404 Not Found

404 Not Found


nginx