Китайский знак качества

Культура
Москва, 15.08.2011
«Эксперт» №32 (765)
Классическая кинематографическая традиция пришла на смену «азиатскому экстриму»

Архив пресс-службы

Август и в области кинопроката мертвый сезон, а потому блокбастеры на время оставили наши экраны, позволив просочиться туда многим миноритариям. Например азиатам, давным-давно оккупировавшим залы в Европе и крупнейших американских городах. Вышел в прокат корейский хоррор «Осатаневшая» Чжана Чхольсу, режиссера-дебютанта, бывшего ассистента Ким Ки Дука. Прошла неделя, и появляется мелодрама именитого китайца Чжана Имоу «Под ветвями боярышника».

Вообще-то, в некультурной манере стричь всех азиатов под одну гребенку ничего хорошего нет — с тем же успехом китайцы или корейцы могли бы рассмотреть общие тенденции в российском, норвежском и польском кино. Однако в самом восприятии азиатских картин, безусловно, наметился общий сдвиг. Когда-то экзотикой был сам факт выхода на экраны фильма, где имя режиссера трудно выговорить или запомнить (вне зависимости от жанра, сюжета и доступности зрелища). С годами потребовалось добавлять все больше специй и родилось сомнительное определение «азиатский экстрим»: отныне, если в фильме не глотали рыболовные крючки и не выбивали зубы ржавым молотком, фильм не считался качественным. Сегодня и это мало кого фраппирует. Впечатление способны произвести, скорее, формальные эксперименты азиатов-новаторов вроде Апичатпонга Вирасетакуна (к корейцам, китайцам и японцам уже привыкли, тайцы еще в новинку), а кучи из кровавого мяса плавно перекочевали в массовое сознание.

Конечно, в таких условиях трудно надеяться, что кто-то обратит внимание на картину, одно название которой можно заранее объявить приторным и устаревшим — «Под ветвями боярышника». Что уж там: сам факт выпуска этой ленты в нынешних условиях прокатной анархии — маленькое чудо (предыдущий, куда более яркий и прихотливый фильм того же автора, китайский ремейк коэновской «Просто крови» под названием «Женщина, пушка и лапшичная», у нас до сих пор не вышел, да и выйдет ли).

Китайцам в нынешней азиатской киноэкспансии вообще не повезло. Европа начала их смотреть и награждать на рубеже 80-х и 90-х, а в России тогда творились такие дела, что было не до собратьев по строительству коммунизма: фильмы снимали с полки, подступала перестроечная чернуха, подпольные классики выходили из сумрака… В эти годы редкий международный фестиваль обходился без чествования китайской картины: фильмы все еще с трудом пробивались к зрителю на родине, но за границу их уже пускали. Собственно, тогда абсолютным рекордсменом по призам стал Чжан Имоу. Его дебютный «Красный гаолян» взял «Золотого медведя» в Берлине (это стало сенсацией даже в Китае), впоследствии режиссер был удостоен двух «Золотых львов» в Венеции и каннского Гран-при, а также трех номинаций на «Оскар» (опять же впервые в китайской истории). Он первым из китайских постановщиков (давно живущий и творящий за пределами Народной Республики Анг Ли с «Крадущимся тигром, невидимым драконом» не в счет) разбудил моду на помпезные сказки с кунфу-картинами «Герой» и «Дом летающих кинжалов», он же был постановщиком церемоний открытия и закрытия

Новости партнеров

«Эксперт»
№32 (765) 15 августа 2011
Финансовый кризис
Содержание:
Фондовая Фукусима

Снижение суверенного кредитного рейтинга США и нарастание проблем в еврозоне вызвали панику на финансовых рынках по всему миру. Однако есть надежда, что нового витка экономического кризиса удастся избежать

Международный бизнес
Экономика и финансы
На улице Правды
Реклама