Отравленная пилюля

Тема недели
Москва, 15.08.2011
«Эксперт» №32 (765)
Утвержденная американскими законодателями программа сокращения бюджетных расходов грозит повторной рецессией. Однако с «пенсионным социализмом» придется распрощаться — и не только США

Иллюстрация: picvario.com/Russian Look

Если отвлечься от фондовых страстей, то основных подозреваемых в нынешнем падении рынков можно насчитать три. Это очередное обострение недоверия к европейским долгам, на сей раз не мелких стран периферии еврозоны, а двух из ее «большой четверки» — Италии и Испании; политическое шоу, устроенное в США в связи с увеличением потолка госдолга, и публикация пересмотренных данных по экономике США, из которых можно сделать вывод, что застой и высокая безработица там растянутся, по-видимому, на годы. Рост экономики (0,8% в первом полугодии при сокращении потребительских расходов впервые за последние 20 месяцев) оказался значительно ниже ожиданий.

И все же нынешние распродажи на рынке вряд ли можно считать предвестниками второй волны острого финансового кризиса, как это было три года назад. Несмотря на снижение рейтинга, сам по себе госдолг США и возможность его обслуживания, пожалуй, пока не внушают особых опасений.

Преждевременный шаг

Закон о бюджетном контроле от 1 августа, повысивший потолок госдолга США на 400 млрд долларов и пообещавший дальнейшее повышение до кумулятивного прироста в 2,1–2,4 трлн, на самом деле действительно не совсем то, что нужно американской экономике в ближайшее время. Ведь за это повышение заплачена высокая цена — поэтапное сокращение бюджетных расходов. Непосредственное сокращение касается главным образом потолка дискреционных расходов (типа военных и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и за ближайшие десять лет составит, по подсчетам бюджетного управления Конгресса, 917 млрд долларов, включая экономию на процентах. Остальные 1,2 трлн экономии согласительной комиссии еще только предстоит найти, а если они найдены не будут, то включатся механизмы автоматического урезания расходов, которые должны дать ту же экономию. Казалось бы, прогресс в деле урегулирования долговой проблемы?

Однако многие экономисты считают, что это сокращение можно было бы отложить еще на пять-шесть лет. Так, по мнению вице-председателя совета директоров Citigroup Питера Орзака, «проблема с американской экономикой состоит в том, что сейчас ей нужно совершенно не то, что делает Конгресс, — сейчас ей остро нужно, чтобы потребители тратили деньги».

В итоге цикл дебатов вокруг сокращения дефицита скорее выявил политические риски процесса восстановления, чем реально способствовал решению проблемы. Его могло бы дать поддержание дефицита бюджета (или хотя бы его сокращение за счет налогов на богатых — считается, что они больше сберегают и такие налоги не приводят к сильному снижению потребительских расходов). Но вместо этого Конгресс занялся несуществующей пока проблемой американского долга.

Сокращение бюджетных расходов действительно ведет к мультипликативному снижению потребительского спроса, замедляет темп роста ВВП и повышает безработицу. История знает по меньшей мере два прецедента вхождения в повторную рецессию из-за преждевременной отмены бюджетных стимулов: в США в 1938 году и в Японии в 1997-м. Это же, судя по всему, довольно убедительно показывают пересмот

Новости партнеров

«Эксперт»
№32 (765) 15 августа 2011
Финансовый кризис
Содержание:
Фондовая Фукусима

Снижение суверенного кредитного рейтинга США и нарастание проблем в еврозоне вызвали панику на финансовых рынках по всему миру. Однако есть надежда, что нового витка экономического кризиса удастся избежать

Международный бизнес
Экономика и финансы
На улице Правды
Реклама