Универсальный киллер вирусов

Наука и технологии
Москва, 15.08.2011
«Эксперт» №32 (765)

Американские ученые из Lincoln Laboratory Массачусетского технологического института (MIT, Бостон) заявили, что ими разработана уникальная медицинская технология. В случае эффективного внедрения она всерьез претендует на то, чтобы стать крупнейшим достижением человечества в области здравоохранения начала XXI века. Научного руководителя исследовательского проекта Тодда Райдера многие СМИ уже поспешили объявить «стопроцентным будущим нобелевским лауреатом», а изобретенный им и его коллегами универсальный препарат — прорывным успехом, сравнимым с открытием в 1929 году пенициллина.

В статье «Противовирусная терапия широкого спектра действия», опубликованной 27 июля в журнале PLoS One, ученые представили крайне обнадеживающие результаты начальной фазы клинических испытаний созданного ими препарата, получившего несколько игривую аббревиатуру DRACO (Double-stranded RNA Activated Caspase Oligomerizer, олигомеризатор каспазы, активируемый двухцепочечной РНК). DRACO последовательно протестировали в лабораторных условиях на искусственно выращенных клетках животных и человека, где были задействованы 15 различных вирусов, в том числе группа риновирусов — возбудителей обычной простуды, классический вирус гриппа H1N1, вирус желудочного гриппа, полиовирус и семейство опаснейших вирусов геморрагической лихорадки, включая смертельный вирус, вызывающий лихорадку денге. По заявлению американских медиков, во всех контрольных тестах препарат продемонстрировал высочайшую эффективность. Успехом увенчался и первый эксперимент на живых мышах, инфицированных вирусом гриппа H1N1.

Как отметил главный изобретатель чудо-лекарства, «в теории оно должно работать против всех существующих вирусов», более того, по его мнению, препарат сможет подавить в зародыше и потенциальную атаку новых вирусов, таких, например, как SARS, вызвавший в 2003 году массовую эпидемию атипичной пневмонии.

Терапевтические агенты DRACO во многом копируют естественный механизм работы защитных систем живых клеток. Этот механизм включается сразу после того, как проникшие в клетку вирусы-патогены начинают в массовом порядке производить свои копии. А в случае с РНК-вирусами (каковых подавляющее большинство) в их жизненном цикле воспроизводства обязательно присутствует фаза создания специфической двухцепочечной молекулы РНК. Такая молекула быстро распознается атакованной клеткой как чужеродная, поскольку в животных клетках двухцепочечная РНК никогда не продуцируется. После распознавания особые клеточные белки прикрепляются к этой РНК и запускают целый каскад реакций, призванных противодействовать дальнейшему размножению вируса. Однако данная защитная схема сама по себе работает недостаточно эффективно, так как многие вирусы, в свою очередь, применяют различные коварные механизмы ее контрблокировки.

Д-р Райдер со товарищи придумали весьма элегантный способ дополнить естественный способ защиты живых клеток от чужеродных вторжений искусственным. Речь идет о связи белков, цепляющихся к вирусным РНК, с каспазами — о