Небольшая порция надежды

Общество
Москва, 22.08.2011
«Эксперт» №33 (766)
Жители азиатских трущоб должны самостоятельно вытаскивать себя из грязи и нищеты, только так они могут рассчитывать на помощь от общества и государства. И этот метод, как ни странно, работает

Фото: Дмитрий Кулаков

Бангкок иногда называют азиатской Венецией. Первая настоящая дорога появилась здесь лишь в 1860 году, до этого люди и грузы передвигались исключительно водным путем по сети специально вырытых каналов — клонгов. Сегодня центр города покрыт асфальтом, но на окраинах вдоль каналов до сих бурлит жизнь — именно здесь находится большая часть бангкокских трущоб.

Я иду вдоль клонга в компании сотрудников нескольких гуманитарных организаций из Южной Кореи, их привезли для изучения таиландского опыта. Считается, что именно в Таиланде удалось создать наиболее эффективную схему превращения трущоб в нормальные районы, а их деклассированных жителей — в сознательных членов общества. «Надо поддерживать людей, а не бороться с ними. У жителей азиатских трущоб ничего нет, и все же они умудряются построить себе столько всего разного из этого ничего. Надо и дальше стимулировать их креативность», — рассказывает Сомсуук Буньябанча, исполнительный директор Азиатской ассоциации домовых прав (AHRA). В ход действительно идут любые средства и материалы: фанера, старые покрышки, строительный мусор, элементы предвыборной агитации.

Точно оценить число жителей трущоб в Азии невозможно, но речь идет о сотнях миллионах человек. «По нашим оценкам, в среднем по Азии можно говорить о 30 процентах городского населения, то есть примерно о 500 миллионах человек», — говорит «Эксперту» заведующий департаментом устойчивого городского развития UN ESCAP Аднан Алиани. Взрывной рост городских трущоб произошел после Второй мировой войны и последующей урбанизации Азии. Сегодня в городах здесь живет 42% населения по сравнению с 31% в 1990-м и 23% в 1970-м. Проблемы городских трущоб существуют и в Африке, и в Европе, и в Латинской Америке, но именно в Азии смогли придумать и реализовать модель, которая не просто решает текущие проблемы городской бедноты, но меняет ее отношение к себе и обществу.

В Азии стараются ничего не делать для бедных — только вместе с ними. «Именно этот метод мне кажется более устойчивым в долгосрочном периоде», — утверждает Алиани. Несмотря на очевидные успехи (с 2000-го по 2010 год из нищеты удалось вытащить почти 170 миллионов городских жителей), работы еще непочатый край. По прогнозам, в последующие десять лет две трети прироста городов по всему миру придутся на Азию, и большинство этих «новых горожан» (ООН оценивает их число более чем в 400 млн человек) —  потенциальные клиенты AHRA и десятков других организаций со схожими целями.

Урбанизация бедности

То, что происходит в Азии последние 15–20 лет, эксперты называют урбанизацией бедности. Факт: число бедных жителей сельской местности быстро сокращается, а число бедных горожан в лучшем случае остается на месте, в худшем — растет. Увеличение городского населения идет в основном за счет миграции и реклассификации сельских районов, а это значит, что ежегодно к городским условиям вынуждены приспосабливаться десятки миллионов человек — это сразу удается немногим.

«Население трущоб Дакки увеличивается на 400 тысяч человек кажд

У партнеров

    «Эксперт»
    №33 (766) 22 августа 2011
    Россия и Белоруссия
    Содержание:
    Псевдоскидка для псевдосоюзника

    Белоруссии обещана скидка на российский газ. Она обусловлена не столько политической конъюнктурой, сколько экономическими реалиями и вовсе не сделает российское сырье для этой страны дешевым

    Международный бизнес
    Частные инвестиции
    На улице Правды
    Реклама