Телемыло и кино

Русский бизнес
Москва, 22.08.2011
«Эксперт» №33 (766)
АФК «Система», умеющая снимать на своей студии только сериалы, хочет заполучить «Ленфильм» — разваливающуюся киностудию с именитыми режиссерами. Четкого плана оздоровления «Ленфильма» нет ни у одной из сторон

Фото: РИА Новости

"Ленфильм" — старейшую киностудию России — собираются отдать в частные руки, а потом, возможно, и прогнать с Каменноостровского проспекта, где она обитает с 1918 года. По непонятной причине государство выбрало не открытый аукцион, а весьма экстравагантный способ приватизации. Минэкономразвития уже согласовало проект документов о создании совместного предприятия АФК «Система» и ОАО «Ленфильм», где «Системе» может достаться 75% минус одна акция, а государству останется блокирующий пакет — 25% плюс одна акция.

У «Системы» есть своя площадка в Санкт-Петербурге, «Всемирные русские студии» (RWS). Против ее расширения за счет «Ленфильма» выстaупили Алексей Герман-старший и Александр Сокуров. «Слияние… с “Всемирными русскими студиями” для всех нас означает конец “Ленфильма” и как культурно-исторической национальной ценности, и как независимого производителя высококлассной национальной кинематографической продукции», — написали они в августовском открытом письме Владимиру Путину. Премьеру предстоит принять окончательное решение.

Очевидно, что появление нового совладельца сулит студии отнюдь не только проблемы, как полагают уважаемые режиссеры. Это реальный способ решить финансовые проблемы, которых накопилось немало: оборудование устарело, здание требует реконструкции. Что делать из «Ленфильма», киностудии с богатой историей и традициями, — творческий «заповедник» или мощную фабрику по производству кинопродукта?

Путем «Мосфильма» не пойдешь

В начале 2000-х две крупнейшие киностудии страны, «Ленфильм» и «Мосфильм», стояли перед выбором — остаться федеральными государственными унитарными предприятиями (ФГУП) или акционироваться. «Мосфильм» пошел по первому пути. Главный плюс был очевиден: в распоряжении компании остались права на прокат произведенной за последние 50 лет продукции — 2500 картин, включая «Белое солнце пустыни», «Москва слезам не верит». Это стало стартовым капиталом, который позволил студии развиться: модернизировав оборудование, «Мосфильм» стал выполнять заказы сторонних студий. Сейчас на кинопроизводстве компания зарабатывает основную часть доходов, а продажа прав приносит четверть оборота. На «Ленфильме» сложилось иначе: фонды акционировали, а права на фильмы достались ФГУП «Объединенная государственная киноколлекция», от которой «Ленфильму» ничего не перепадало.

«Да, у нас есть преимущества — есть специалисты, чтобы построить декорации, есть фонды реквизита, которого нигде нет. Есть исторический транспорт, есть костюмы: мы можем одеть дивизию в форму начала войны и обеспечить историческим оружием», — рассказывает Владимир Шайдаков, генеральный директор киностудии «Ленфильм». Но «Ленфильм» не предоставляет полного спектра услуг по кинопроизводству. «На “Мосфильм” вы приходите и получаете продукт под ключ, а “Ленфильм” не может покрыть всех потребностей. Это касается основы основ кинопроизводства — нет камер на студии, заказываем в лизинг, устарело звуковое оборудование, свет. Обновления требуют павильоны», — продолжает Шайдаков. Фабрикой п

У партнеров

    «Эксперт»
    №33 (766) 22 августа 2011
    Россия и Белоруссия
    Содержание:
    Псевдоскидка для псевдосоюзника

    Белоруссии обещана скидка на российский газ. Она обусловлена не столько политической конъюнктурой, сколько экономическими реалиями и вовсе не сделает российское сырье для этой страны дешевым

    Международный бизнес
    Частные инвестиции
    На улице Правды
    Реклама